ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ НАВЫКОВ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ В ТЕХНИКЕ БАТИК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ

УДК 76. 021

ББК 85.157.5

 Горбунова Валентина Сергеевна

магистрант кафедры художественного и музыкального образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, valentina14091996@gmail.com

 Руководитель – Карпушина Лариса Павловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры художественного и музыкального образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

 Ключевые слова: формирование, подростки, навыки выполнения работ в  технике батик, образовательная среда детской художественной школы

Аннотация: В статье рассматривается особенности формирования у подростков навыков выполнения работ в  технике батик в образовательной среде детской художественной школы.

DEVELOPING BATIK SKILLS IN TEENAGERS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A CHILDREN’S ART SCHOOL

 Gorbunova Valentina Sergeevna

graduate student of the department of Art and Music Education, Mordovan State Pedagogical University, Saransk, Russia, valentina14091996@gmail.com

 Karpushina Larisa Pavlovna

Doctor of pedagogical sciences, professor, department of pedagogics

Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

Keywords: development, adolescents, batik skills, educational environment of a children’s art school

Abstract: This article examines the development of batik skills in adolescents in the educational environment of a children’s art school.

 

Батик — batik — индонезийское слово. В переводе с индонезийского оно означает «капля воска». Membatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать. В Индонезии батик приобрел оттенки охры и цвет индиго — песчаные полутона от густой тени до цвета слоновой кости разбавлялись ярко-синими пятнами высокого неба. Каждый род бережно хранил секреты приготовления красящих растворов, способы нанесения краски, а также рисунок батика. По окрашенной узорчатой одежде можно было точно сказать, к какому роду принадлежит тот или иной человек. Рисунки использовались различные — абстрактные, графические орнаменты, сюжетные истории. Последние в основном служили для создания полотен для украшения храмов [2, с. 5].

Рассмотрим разновидности техник применимые для росписи ткани:

  1. Горячий батик. Он подразумевает разделение деталей рисунка с помощью горячего воска, который топиться предварительно на водяной бане, нанесенного на ткань по контуру рисунка. Наносить воск можно кистью с мягким ворсом, которая будет задерживать в себе воск. С этого вида батика началась история этой техники в целом, и появилось ее название.
  • Холодный батик. Появился намного позже с развитием химического производства. В нем применяется специальный резервирующий состав, похожий на гель и застывающий после нанесения на ткань. Его рецепт содержит бензин и клей, поэтому варить резерв в домашних условиях небезопасно. Так что лучше приобрести готовый набор. Холодная техника требует меньшее количество усилий, чем горячий батик, так как нанести специальный состав куда проще, да и ведёт он себя послушнее.
  • Узелковый. Не предполагает нанесения резерва на ткань. Рисунок создаётся путем завязывания на ткани узелков в определенных местах, а затем окунания всей материи или ее частей в краску. Благодаря узелкам создаются неповторимые разводы, которые прекрасно выполняют роль лепестков цветов, листьев и бутонов [1, с. 31-36].

Техника «батик» считается очень полезным хобби: это не просто интересно, батик развивает творческие навыки у детей и людей с ограниченными возможностями. Поэтому батик все больше привлекает людей таких профессий, как педагоги, художники и дизайнеры.

На занятиях в детской художественной школе дети приобретают практические навыки (владение резервом, нанесение рисунка на ткань, работа с различными дополнительными художественными материалами). Знакомясь с материалами, техникой и способами обработки ткани, обучающиеся более углубленно знакомится с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции. Главной целью считается  научить техническому мастерству в области росписи ткани, добиваясь совершенства исполнения и завершенности в работе. Работы в технике «батика» получаются очень яркими, выразительными. Судя по отзывам обучающихся, данная техника им доставляет истинную бурю эмоций, бесконечного восторга, когда из-под руки рождается чудо, сам процесс захватывает так, что невозможно ни на одно мгновение остановиться. Хочется вновь и вновь испытывать прекрасные чувства, ощущать себя создателем чего-то нежного, яркого, необыкновенного, космического, фантастического. Воплощая художественный образ в технике «холодный батик», чувствуешь свою причастность в выполнении очень значимого, полезного труда.

У росписи по ткани нет ограничений ни в стиле, ни сюжете – можно нарисовать картину, орнамент, ограничиться цветовыми пятнами. Также нет и никаких ограничений в приемах. Холодный батик создается при помощи резервирующего состава. Резервирующий состав может быть бесцветным, но может также иметь любую окраску. Для росписи в технике холодного батика используется резерв на основе парафина и бензинового растворителя. Художественная особенность этого способа росписи в том, что обязательный цветной контур придает рисункам четкий, графический характер. Резервирующий состав по контуру рисунка наносят на ткань с помощью стеклянной трубочки различного диаметра. В технике холодного батика, в отличие от горячего, используется в основном натуральный шелк, но первые опыты можно делать и на тонкой хлопчатобумажной ткани. Батик на шелке очень хорошо закрепляется при помощи запаривания. После чего его можно стирать и гладить, не боясь, что краска смоется или побледнеет

Холодный батик бывает четырех типов:

  1. Классический: рисунок создается с помощью замкнутого холодного резерва и расписывается в один слой.
  2. Многослойный: рисунок создается с помощью замкнутого холодного резерва и расписывается в несколько слоев.
  3. Незамкнутая графика: расписывается методом разрыва резервной линии и смешением цвета соседних плоскостей [1, с. 57].

Таким образом, существуют интересные технологии в «росписи по ткани» одни требуют трудоемкой работы, а другие просты и оригинальны по выполнению «росписи по ткани» как один из видов художественно ручного труда обладает большими возможностями в развитии творческих способностей человека.

Условия развития художественно-творческих способностей у обучающихся на занятиях по художественной росписи ткани позволяют выделить следующие компоненты обучения: тесную взаимосвязь теоретического курса с практической частью; важность изучения истории возникновения батика и современных тенденций в его развитии; необходимость разработки программы по обучению учащихся художественной росписи по ткани; необходимость разработки упражнений аналитического, исследовательского и практического характера; необходимость разработки нестандартных заданий, направленных на развитие творческих способностей; направленность каждого упражнения на решение творческих задач; использование наглядного материала; практическое освоение технологических приемов художественной росписи ткани; изучения законов создания декоративной композиции, приемов стилизации форм и цветоведения; активизация у учащихся потребности в творческом поиске посредством постановки задач проблемного типа и использования нестандартных заданий.

 

Список использованных источников

  1. Дворкина И. А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый /
    И. А. Дворкина. – Москва : «Радуга» – 2002. – 239 с. – ISBN 594-0-130-82-6 – Текст: непосредственный
  2. Синеглазова, М. О. Батик / М. О. Синеглазова. – Москва : дом МСП, 2002. – 92 с. – ISBN 5-7578-0128-X. – Текст: непосредственный.

Добавить комментарий