Панина Юлия Александровна
бакалавр, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия
Аннотация: В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты развития мелодического слуха у младших школьников в процессе обучения игре на домре. Анализируются возрастные особенности слухового восприятия, обосновывается роль инструментального музицирования в совершенствовании слуховых навыков. Особое внимание уделяется влиянию игры на домре на формирование звуковысотного, ритмического и ладового слуха. Представлены основные методы педагогической работы, направленные на развитие слухового восприятия, включая подбор мелодий на слух, работу с метрономом, анализ ладовых структур и слуховой самоконтроль. Сделан вывод о значении комплексного подхода к формированию слуховых способностей в процессе инструментального обучения.
Ключевые слова: мелодический слух, музыкальное восприятие, звуковысотный слух, ритмический слух, ладовый слух, слуховой самоконтроль.
PANINA YULIA ALEXANDROVNA
undergraduate, faculty of pedagogical and art education
Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia
DEVELOPMENT OF MELODIC EAR OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN DURING DOMRA TRAINING
Abstract: The article examines the theoretical and practical aspects of the development of melodic hearing in younger schoolchildren in the process of learning to play the domra. The age-related features of auditory perception are analyzed, and the role of instrumental music making in improving auditory skills is substantiated. Special attention is paid to the influence of playing the domre on the formation of high-pitched, rhythmic and fret hearing. The main methods of pedagogical work aimed at the development of auditory perception are presented, including the selection of melodies by ear, working with a metronome, analysis of fret structures and auditory self-control. The conclusion is made about the importance of an integrated approach to the formation of auditory abilities in the process of instrumental learning.
Key words: melodic hearing, musical perception, high-pitch hearing, rhythmic hearing, fret hearing, auditory self-control.
Мелодический слух является важнейшей составляющей музыкального восприятия, определяющей способность человека воспринимать, запоминать и воспроизводить последовательности звуков. По мнению Б. М. Теплова, он представляет собой особый вид слуховой деятельности, основанный на взаимодействии звуковысотного, ладового и ритмического компонентов
слуха [6]. Исследователи, такие как Г. И. Шатковский отмечает, что мелодическое восприятие формируется на основе накопленного музыкального опыта, а также зависит от степени развитости слухового внимания и памяти [8]. Важность данной способности обусловлена ее непосредственным влиянием на успешность обучения музыке и овладения инструментальным исполнительством. Читать далее →