УДК 7.041
ББК 85.12
Бутчина Карина Андреевна
студентка факультета педагогического и художественного образования
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,bythina.urina@mail.ru
Руководитель – Шутова Т. А., старший преподаватель кафедры художественного и музыкального образования
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
Аннотация: Анализ нотного текста является важной предпосылкой грамотного чтения с листа. Он активизирует музыкально-теоретическое мышление, приобщает исполнителя к самостоятельному определению аппликатуры и ритмических особенностей музыкального произведения.
Ключевые слова: музыкальный ритм, музыкальный слух, художественный образ.
Butchina Karina Andreevna
student of the Faculty of Pedagogical and Art Education
Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evsevyev, Saransk, Russia,
bythina.urina@mail.ru
THE SKILLS OF PLAYING FROM SCRATCH IN
THE DEVELOPMENT OF THE STUDENT’S CREATIVE ABILITIES.
Abstract: The analysis of musical notation is an important prerequisite for competent reading from a sheet. It activates musical and theoretical thinking, introduces the performer to the independent definition of fingering and rhythmic features of a musical composition.
Keywords: musical rhythm, musical ear, artistic image.
Самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой открывает чтение с листа. В формировании музыканта-исполнителя чтение нот с листа имеет огромное значение. Умение свободно читать ноты определяет темп развития обучающегося. В процессе чтения с листа проходит три стадии: вижу – слышу – играю. «Вижу» — это этап зрительного восприятия, педагог стремится к тому, чтобы обучающийся воспринимал нотный текст, как можно более полно: видел тональность, размер, нюансы, чуть позже предъявляются требования к соблюдению темпа и характера.
Слышать музыку, видя её запись и не касаясь клавиатуры инструмента — это очень сложное умение, его формирование требует большой настойчивости и систематичности. Работа в этом направлении ведётся практически на каждом занятие.
Основа подготовки к навыку беглого чтения с листа закладывается в период первого знакомства с нотами. Надо стремиться к тому, чтобы занятия на инструменте небыли механическими, формальными, только при таком течении учебного процесса в результате можно сформировать механизм сочетания зрительного восприятия, внутрислуховых представлений и мышечно-двигательных ощущений. Чтобы приобрести навык широкого охвата нотного текста и умения услышать его заранее, педагог воспитывает привычку читать текст не «нота за нотой», а целыми звуковыми комплексами. Ведь только в таком случае вырабатывается способность ориентироваться в различных типах техники и аппликатуры.
Предлагая обучающемуся пьесу для прочтения с листа, педагог побуждает обязательно прочитывать её глазами, мысленно проанализировать, ставя целью выделить, прежде всего, внутренним слухом, «наработанные» эпизоды и те, что нужно «проиграть в уме», продумать аппликатуру. В каждой новой пьесе будут встречаться элементы новизны. Нужно научить учащегося видеть эти элементы и в уме решать новые задачи, опираясь на прежние знания.
Но главным при чтении нотного текста является полное исключение зрительного контроля. Постоянный зрительный контроль над правой и левой рукой, мешает чтению нот с листа, так как, переключаясь с нотного текста на клавиатуру, обучающийся не может следить за нотным текстом, что ведёт к остановкам, при которых нарушается логика построения произведения. Часто студент не сразу может найти глазами то место в тексте, с которого он переключился взглядом на клавиатуру. Поэтому необходимо уделять большое внимание лучшему освоению правой и левой руки на инструменте, умению чётко представлять мысленно их строение и быстро ориентироваться на них.
Процесс игры с листа представляет собой сложную цепь действий, которую можно представить объединёнными в несколько групп.
Первая группа включает действия, предваряющие игру с листа: определение характера, темпа исполняемого сочинения, лад и тональность, размер; беглый просмотр текста с целью выявить тип изложения и ведущий метроритмический рисунок.
Вторая группа действий относится непосредственно к чтению и связана с работой зрения и слуха: зрительный охват и мысленная дешифровка ритмической и звуковысотной графики «опознания» в тексте знакомых элементов, осознание его структурной логики и построении. Работа эта осложняется тем, что слух принуждён «обрабатывать» одновременно различные фрагменты текста: и тот, который ещё предстоит сыграть, и тот, который исполняется в данный момент, — при этом реальное звучание сличается с ожидаемым (слуховой контроль).
Действия третьей группы состоит в реализации «озвучивания» воспринимаемого текста. Это сложная координированная деятельность всего двигательного аппарата. Даже более простые виды деятельности не могут осуществляться без того, чтобы часть из них не совершалась с определённой долей автоматизма.
Анализ нотного текста является важной предпосылкой грамотного чтения с листа. Практика показала, что когда временная организация мелодии (ритм, форма, темп) уложилась в сознании обучающегося, звуковысотные соотношения исполняются значительно успешнее.
Не надо торопить обучающегося при анализе нового текста, так как у всех разные индивидуальные возможности. Формирование навыка чтения с листа требует от педагога соблюдения принципа доступности нотного материала и последовательности его изложения. Новый текст должен быть гораздо легче и доступнее основного репертуара исполнителя.
Чтобы с лёгкостью воспроизводить нотный текст, необходимо, прежде всего, накопить в зрительной, слуховой и моторной памяти запас «типовых оборотов», усвоить наиболее употребительные аккордовые структуры, типичные модуляционные последовательности и т. п. Но для успешной реализации этого запаса требуется умение мгновенно (почти автоматически) анализировать и синтезировать исполняемый текст, распознавая в нём знакомые, типичные элементы в их соотношении с новыми, индивидуальными, характерными для данного сочинения. Но для этого читающий должен воспринимать текст не «по складам», а «комплексно» по мотивам, фразам, периодам. Необходимо осознать принципы фактурного построения текста, логику развёртывания ритма и мелодии, характер ладогармонического развития.
Обобщённое чтение нот с листа предполагает твёрдое, доведенное до автоматизма, знание горизонтальных (гаммы, арпеджио) и вертикальных (интервалы, аккорды с обращениями, привычные гармонические обороты) звуковых комплексов.
Большое значение в процессе игры с листа имеют также:
— уверенная, точная ориентировка рук на клавиатуре без дополнительного контроля зрением.
— владение аппликатурной техникой, умение мгновенно выбрать лучший аппликатурный вариант.
Качество работы по чтению с листа во многом зависит от самостоятельных ежедневных занятий учащегося. В формировании и развитии навыка чтения нот с листа должна лежать систематическая, последовательная работа, которая поможет учащемуся развить способности, привить интерес и превратить этот раздел работы в творческий процесс.