СЦЕНИЧЕСКОЕ САМОЧУВСТВИЕ В СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТА КАК МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ

УДК 7.041.2

ББК 85.12

Дадушкина Екатерина Сергеевна

студентка факультета педагогического и художественного образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, ekaterinadaduskina4@gmail.com

Руководитель – Шутова Т. А., старший преподаватель кафедры художественного и музыкального образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

 

Аннотация: овладение исполнительским мастерством, равномерное развитие профессиональных навыков, развитие реакции исполнителя на внешние и внутренние раздражители во время выступления. Процесс открытия прекрасного в исполняемом произведении, полная отдача воплощению музыкального образа.

Ключевые слова: музыкальный образ, самочувствие, исполнительское мастерство.

Dadushkina Ekaterina Sergeevna

student of the Faculty of Pedagogical and Art Education

Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evsevyev, Saransk, Russia,

ekaterinadaduskina4@gmail.com

STAGE WELL-BEING IN BECOMING A STUDENT AS

A PERFORMING MUSICIAN

Abstract: mastery of performing skills, the uniform development of professional skills, the development of the performer’s response to external and internal stimuli during the performance. The process of discovering the beautiful in the performed work, full dedication to the embodiment of the musical image.

Keywords: musical image, well-being, performing skills.

 

Овладение исполнительским мастерством требует от любого исполнителя серьёзной, вдумчивой работы над множеством компонентов, составляющих в своём неразрывном единстве сущность музыканта. Одна из главных проблем исполнителя–  это сценическое самочувствие.

Каждый студент, независимо от того будет он исполнителем или нет, должен ощутить себя артистом в процессе обучения игре на инструменте. А для этого необходимо прививать навыки сценического самочувствия, которые условно  можно подразделить на три группы:

– равномерное развитие профессиональных навыков, образующих «комплекс полноценности» исполнителя;

– формирование положительного состояния психики исполнителя перед публичным выступлением и, что очень важно, после него;

– развитие реакции исполнителя на внешние и внутренние раздражители во время концерта.

Недостаточное  владение каким-либо профессиональным навыком приводит исполнителя к неуверенности, излишнему волнению, а отсюда – к потери самообладания. В период подготовки исполнителя к публичному выступлению важно подчеркнуть значение объективной оценки степени готовности. Здесь опасны как недооценка собственных возможностей, так и переоценка их. Первое обстоятельство становится причиной неуверенности, а второе приводит исполнителя к выбору недоступного ему материала, то есть завышенной программы, которая обречена на неудачу.

Неуверенность может отразиться и на технике исполнения, и на идейно-художественном замысле. В одном случае дезорганизуется автоматически налаженные процессы, в другом – рушится весь исполнительский план произведения. Лишь осознанность исполнителем целесообразности своих действии в процессе разучивания произведения способствует необходимой уверенности, убеждённости в своей правоте, верности своей интерпретации.  Боязнь за текст может привести к скованности и психики, и аппарата. Если иногда и забудешь текст, надо постараться не заострять на этом серьезного внимания. Лучше позже все спокойно проанализировать, найти причину ошибок, главное, чтобы такие моменты не западали глубоко в психику. Чаще всего выпадение памяти случается в эпизодах, заученных формально, механически. Запоминать следует музыку, а не формальную последовательность нот, важно, чтобы интонация запоминалась с эмоциональной осмысленностью, под влиянием логики развития.

Для выработки положительного, устойчивого сценического самочувствия необходима оценка педагогом выступления студента. Особую важность приобретает послеконцертная оценка исполнения в период первоначального обучения игре на инструменте, в первых публичных выступлениях учащегося. Психологическая готовность музыканта во время выступления должна служить тому, чтобы в моменты наивысшего эмоционального напряжения сохранять полный контроль над своими действиями, сознательно управлять приобретенными навыками, с максимальной полнотой воссоздавать на сцене музыкальное произведение. Непрекращающийся процесс открытия прекрасного в исполняемом произведении, полная отдача воплощению музыкального образа, жажда выявить всё это в реальном звучании – это путь преодоления сценического страха. Наилучшие творческие достижения получаются тогда, когда исполнителю неодолимо хочется на сцену, творческое волнение помогает мобилизовать психику, исполнительский аппарат.

Способность общаться со слушателем, в процессе исполнения музыкальных произведений, когда музыкант не только воздействует на аудиторию средствами музыкального искусства, но и испытывает на себе её влияние, это и  есть предполагающий взаимный контакт, артистизм. Общение артиста с аудиторией не только взаимодействие, но и борьба, но особенность такой борьбы состоит в том, что здесь не существует побежденных. Исполнитель борется за инициативу в концертном зале, за признание публики. Исполнитель-музыкант достигает своей цели. если ему удается повести слушателей к открытию нового, интересного, тогда слушатели приходят к тем идейно-эмоциональным выводам, которые и представляют собой сверхзадачу исполнителя, выполнимую им только в состоянии оптимального сценического самочувствия. Л.А. Баренбойм утверждал, что «исполнитель должен обладать рядом качеств: творческой страстностью, сосредоточенностью, гибким воображением, пылким и сильны желанием воплотить и передать воплощенное другим, творческим эстрадным самочувствием, высоким интеллектуальным уровнем…»(1).

Основное состояние, которое должно сопутствовать музыканту после каждого выступления, это ощущение неуспокоености, жажда последующих занятий, потребность в разучивании новых произведений, стремление к постижению новых вершин.

Литература

  1. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1990.

Добавить комментарий