ФОРМИРОВАНИЕ АРТИСТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВАЛЯКИНА ОКСАНА РОМАНОВНА
студент, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия,

Аннотация: В статье раскрывается методика формирования артистизма у младших школьников во внеурочной музыкальной деятельности.

Ключевые слова: артистизм, внеурочная деятельность, музыка, младшие школьники.

VALYAKINA OKSANA ROMANOVNA

Student, Faculty of Pedagogical and Art Education,
Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia,

FORMATION OF ARTISTRY AMONG YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN EXTRACURRICULAR MUSICAL ACTIVITIES

Annotation: The article reveals the methodology of the formation of artistry among younger schoolchildren in extracurricular musical activities.

Keywords: artistry, extracurricular activities, music, elementary school students.

На сегодняшний день важными качествами личности становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и эмоции, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое начало, во взаимодействии с высокохудожественными образцами музыкальной культуры. Одно из значительных мест в наборе этих качеств играет такое понятие, как артистизм.

Понятие артистизма рассматривали в своих работах многие психологи, искусствоведы и педагоги XIX-XX веков. В данной работе мы рассмотрим определения артистизма в психолого-педагогической (И.  В.  Адоевцева, Б.  Г.  Ананьев, О. С. Булатова, Л. С. Выготский, Р.  М.  Кирсанова, А.  Н.  Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. С. Турчин, Д.  О.  Швидковский, А.  К.  Якимович и др.) и педагогической литературе (Ю. П. Азаров, О.  А.  Апраксина, Н.- Э.  Буаттура, Г. А. Гарипова, С. В. Гиппиус, В.  А.  Кан-Калик, Г.  М. Коган О.  А. Кривцуна, Л. С. Майковская, В. Э. Мейерхольд, С.  И.  Савшинский, К.  С.  Станиславский, А. Н. Чванова и др.).

Музыкальный педагог Г. М. Коган в своей книге «У врат мастерства» описывает суть артистизма, которая заключается в умении воздействовать на публику, «захватывать» её своим исполнением. Здесь на первый план выходит способность не только глубокого психологического проникновения в музыкальное произведение, но также и способность подчинить аудиторию своей творческой воле – «артистический магнетизм», эмоциональность, вызывающая у зрителя определённое отношение на происходящее, возбуждающая его «электрические» импульсы в мозге [2].

Именно Коган наиболее содержательно подчеркивает основную идею артистизма, что это комплекс проявлений определенных сценических манер, целью которого является передача художественного материала слушателю, а также дополнительное пояснение музыкального образа, благодаря внешним и внутренним проявлениям творческой активности.

Останавливаясь на вопросе роли формирования артистизма во внеурочной музыкальной деятельности младшего школьного возраста, стоит обратить внимание на особенности этого периода.

Младший школьный возраст – очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.

В младшем школьном возрасте усиливается значимость слова в распознании различных качеств предметов или явлений. Когда ребенок вслушивается в словесное красочное описание чего-либо – он способен представить всевозможные образы в своем сознании. Чувственное восприятие помогает младшему школьнику заметить разнообразие окружающего мира и его явлений. Словесно обозначенные качества предметов и явлений начинают быть важными, значимыми. Развитие словарного запаса учащихся в объединении с расширением количества знакомых чувственных образов – обогащают школьников красочными образами. Ощущения младших школьников соединяются с восприятием вещей, которые в детском сознании являются яркими представлениями. Также развиваются умственные способности ребенка, вместе с этим улучшается и его анализаторный аппарат.

Внеурочная деятельность в единстве с учебными занятиями образуют систему, позволяющую оптимально развивать у учащихся интеллектуальную и эмоциональную сферу личности. Тем самым школьник является соучастником внеурочной деятельности, и включен в продуктивную социально и личностно-значимую деятельности, совершенствует себя как личность.

Для того, чтобы формировать личность, а артистизм является его неотъемлемой частью, нужно создать определённые условия, а именно, ввести ребёнка в музыкальную деятельность.

Внеурочная музыкальная деятельность – это организованная, систематическая деятельность, осуществляемая в свободное от уроков время, направленная на расширение и углубление музыкальных знаний, развитие творческих способностей и формирование личностных качеств учащихся. Она играет важную роль в формировании артистизма, как совокупности качеств, позволяющих ярко и убедительно воплощать художественный замысел.

Одной из главной целью и задач формирования артистизма во внеурочной музыкальной деятельности считал советский композитор и педагог, автор концепции «музыкального воспитания как всеобщего» Дмитрий Кабалевский. По его мнению, музыка должна быть доступна каждому ребенку, и что внеурочная деятельность играет важную роль в развитии музыкального вкуса, творческих способностей и артистизма [1]. Он разрабатывал программы и методические материалы для школьных музыкальных кружков и студий, направленные на развитие этих качеств.

Внеурочная музыкальная деятельность младших школьников может быть реализована в следующих организационных формах: курс внеурочной деятельности; факультатив; кружок; детское творческое объединение; общешкольные мероприятия и т.д.

При реализации внеурочной музыкальной деятельности используются следующие базовые формы организации внеурочной деятельности младших школьников: репетиция, постановка, беседа/лекция, проект, художественное образовательное событие (например, концерт) [3].

Таким образом, внеурочная музыкальная деятельность оказывает положительное влияние на формирование личности ребенка. Участие в различных мероприятиях, концертах и выступлениях требует от детей дисциплины, ответственности и умения работать в команде. Процесс подготовки к выступлениям способствует развитию уверенности в себе, преодолению страха перед публикой и формированию сценической культуры. Поэтому, внеурочная музыкальная деятельность представляет собой значимый фактор в формировании артистизма у младших школьников.

Список использованных источников:

  1. Бодина, Е. А. История музыкальной педагогики. От Платона до Кабалевского : учебник и практикум для вузов / Е. А. Бодина. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 246 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-15439-9. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/563068
  2. Коган, Г. М. У врат мастерства / Г. Коган. – Москва : Классика-ХХI, 2004. – 133 с.; ISBN 5-89817-110-X. – Текст : непосредственный.

Урсегова, Н. А. Лекция 5. Виды и формы организации школьной внеурочной деятельности музыкально-этетической направленности / Н.  А.  Урсегова, кандидат искусствоведения, доцент ФГБОУ ВО «НГПУ» – URL:https://prepod.nspu.ru/pluginfile.php/384535/mod_resource/content/1/%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F%205.pdf?ysclid=mbv4meimaj996948853.– Текст : электронный

Добавить комментарий