УДК 377.031.4:78.071.2
ББК 74.200.544.4 + 85.313(2)
ВИДМАНОВА ЕКАТЕРИНА СТЕПАНОВНА
студентка 5 курса факультета педагогического и художественного образования Мордовского государственного педагогического университета, г. Саранск, Россия, coconut.105@mail.ru
ПАРШИНА ЛАРИСА ГЕННАДЬЕВНА
кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, l.g.parshina@yandex.ru
Ключевые слова: нравственное воспитание, подростки, песня, отечественные композиторы, патриотизм, духовно-нравственные ценности, музыкальная педагогика, педагогический эксперимент, культурное наследие, эмоциональное развитие.
Аннотация: Статья посвящена проблеме нравственного воспитания подростков в условиях современного социокультурного кризиса, характеризующегося девальвацией традиционных ценностей. Теоретически обоснован и экспериментально проверен потенциал песенного творчества отечественных композиторов как средства формирования нравственных качеств. Результаты педагогического эксперимента, включавшего активные формы работы с песней (уроки-дискуссии, фестивали), подтвердили гипотезу о положительном влиянии системного использования музыкального материала на развитие патриотизма, эмпатии и ответственности у подростков.
SONG CREATIVITY OF DOMESTIC COMPOSERS IN THE MORAL EDUCATION OF ADOLESCENTS
VIDMANOVA EKATERINA STEPANOVNA
5th year student, Faculty of Pedagogical and Art Education, Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia
PARSHINA LARISA GENNADIEVNA
candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of Art and Music Education of the Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia
Keywords: moral education, adolescents, song, domestic composers, patriotism, spiritual and moral values, music pedagogy, pedagogical experiment, cultural heritage, emotional development.
Abstract: The article is devoted to the problem of moral education of adolescents in the context of the modern socio-cultural crisis, characterized by the devaluation of traditional values. The potential of the song creativity of domestic composers as a means of forming moral qualities is theoretically substantiated and experimentally tested. The results of a pedagogical experiment that included active forms of work with songs (discussion lessons, festivals) confirmed the hypothesis about the positive impact of the systematic use of musical material on the development of patriotism, empathy and responsibility in adolescents.
Актуальность проблемы нравственного воспитания подростков в условиях современных социокультурных трансформаций, характеризующихся разрушением традиционных ценностей, ростом индивидуализма и негативным влиянием информационной среды, не вызывает сомнений. Поиск эффективных педагогических инструментов формирования нравственных ориентиров является важной задачей. Песенное творчество отечественных композиторов (А. Пахмутова, В. Шаинский, Е. Крылатов, Д. Тухманов), обладающее глубоким художественно-образным и смысловым потенциалом, рассматривается как значимое средство решения данной задачи.
Теоретическое осмысление проблемы нравственного воспитания как процесса усвоения моральных норм и формирования эмоционально-ценностного отношения к миру (Е.Н. Лагодина, И.З. Гликман) подчеркивает особую роль подросткового возраста в становлении идентичности и осознании базовых ценностей (доброта, ответственность, патриотизм) (К.Д. Ушинский, Б.Т. Лихачев). Песни отечественных композиторов, сочетающие художественную выразительность и смысловую глубину, способствуют:
Осознанию различий между добром и злом (напр., «Прекрасное далёко» Е. Крылатова);
Формированию ценности дружбы и взаимопомощи (напр., «Настоящий друг» Б. Савельева);
Воспитанию уважения к истории и патриотизма (напр., «День Победы» Д. Тухманова).
Педагогический потенциал песенного творчества реализуется через его эмоциональное воздействие, способность формировать культурную идентичность и обеспечивать связь с историческими традициями.
Целью исследования явилось теоретическое обоснование и экспериментальная проверка влияния системного использования песенного творчества отечественных композиторов на нравственное воспитание подростков. Объект исследования – образовательный процесс, направленный на нравственное воспитание. Предмет исследования – песенное творчество отечественных композиторов как средство нравственного воспитания.
Гипотеза исследования: систематическое и методически обоснованное использование песенного материала в учебно-воспитательной работе будет способствовать развитию нравственных качеств подростков (патриотизма, эмпатии, ответственности).
Для проверки гипотезы был проведен педагогический эксперимент на базе МОУ «Средняя школа № 30» г. Саранска. В эксперименте участвовали 24 подростка (12 – контрольная группа (КГ), 12 – экспериментальная группа (ЭГ)). Исследование включало три этапа:
- Констатирующий этап: Диагностика исходного уровня нравственной воспитанности проводилась с использованием методик «Незаконченные предложения» (Н.Е. Богуславская) и «Список желаний» (Г.Ф. Гаврилычева), а также теста на знание и понимание песен отечественных композиторов. Результаты показали, что 58% подростков имели низкий уровень осознания нравственных ценностей, 42% демонстрировали поверхностное понимание патриотизма и дружбы. Значительная часть подростков была слабо знакома с песнями, имеющими выраженную нравственную направленность.
- Формирующий этап: В ЭГ была внедрена программа, интегрирующая песенный материал в учебно-воспитательный процесс через:
Уроки-дискуссии по анализу текстов и музыкальных образов песен (напр., «Александра» из к/ф «Москва слезам не верит» (муз. С. Никитина)).
Организацию и проведение фестиваля советской и российской песни «Песни нашей страны».
Творческие проекты: создание видеопрезентаций о жизни и творчестве композиторов.
В КГ занятия проводились по традиционной программе без специального акцента на песенный материал.
- Контрольный этап: Повторная диагностика по тем же методикам выявила значительную положительную динамику в ЭГ:
Доля подростков с высоким уровнем нравственной воспитанности увеличилась с 17% до 58%.
Наблюдалось усиление эмоциональной отзывчивости на нравственные проблемы, представленные в песнях.
Повысился интерес к культурному наследию, выраженный в узнаваемости и запрашиваемости песен отечественных композиторов.
В КГ существенных изменений зафиксировано не было.
Полученные результаты подтверждают гипотезу исследования и позволяют сформулировать методические рекомендации:
Систематически интегрировать песенный материал отечественных композиторов в уроки музыки, литературы, истории, обществознания.
Активно использовать интерактивные формы работы: дискуссии по текстам песен, создание анимационных клипов или коллажей, музыкальные квесты.
Организовывать тематические встречи с исполнителями, композиторами, ветеранами (для песен военно-патриотической тематики).
Вовлекать родителей в совместные творческие проекты (семейные фестивали, вечера песни).
Таким образом, песенное творчество отечественных композиторов доказало свою высокую эффективность как средство нравственного воспитания подростков. Системное использование этого материала в образовательном процессе, основанное на активных формах деятельности и глубоком анализе содержания, способствует формированию патриотизма, эмпатии, ответственности, уважения к культурному наследию. Результаты исследования могут быть успешно применены в практике общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и культурно-просветительских проектов.
Список использованных источников
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. – М.: Педагогика, 2002. – 576 с.
- Пахмутова А.Н. Музыка — душа народа. – М.: Советский композитор, 2015. – 224 с.
- Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в современном мире. – СПб.: Детство-Пресс, 2008. – 192 с.
- Тухманов Д.Ф. Песни поколений. – М.: Музыка, 2019. – 168 с.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2024) «Об образовании в Российской Федерации». – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Гликман И.З. Теория и методика воспитания. – М.: Владос, 2008. – 176 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Прометей, 2010. – 647 с.
- Гаврилычева Г.Ф. Диагностика изучения личности школьника. – М.: Педагогика, 1993. – 112 с. (Методика «Список желаний»)
- Богуславская Н.Е. Веселый этикет: развитие коммуникативных способностей ребенка. – Екатеринбург: Арго, 1997. – 192 с. (Методика «Незаконченные предложения»)