УДК 37:78(045)
ББК 74.200
ПОТАПОВА МАРИЯ ИГОРЕВНА
студентка факультета среднего профессионального образования Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, potapova.mashka@inbox.ru
Научный руководитель: Заварыкина Альбина Рифятовна
Аннотация: В статье раскрываются возможности слушания музыки как эффективного средства развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников. Автор анализирует психолого-педагогические аспекты влияния слушания музыки на развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников. Особое внимание уделяется систематическому и методически грамотно организованному слушанию музыки на уроках, способствующему значительному обогащению эмоционального опыта младших школьников, развитию их способности к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости.
Ключевые слова: эмоциональная отзывчивость, слушание музыки, младшие школьники, урок музыки, эмоции, эмоциональная сфера.
LISTENING TO MUSIC AS A MEANS OF DEVELOPING EMOTIONAL RESPONSIVENESS IN PRIMARY SCHOOL
POTAPOVA MARIA IGOREVNA
student, faculty of secondary vocational education Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia, potapova.mashka@inbox.ru
Scientific supervisor: Zavarykina Albina Rifiatovna
Abstract: The article reveals the possibilities of listening to music as an effective means of developing emotional responsiveness in primary school students. The author analyzes the psychological and pedagogical aspects of the influence of listening to music on the development of emotional responsiveness in primary school students. Particular attention is paid to systematic and methodically competently organized listening to music in lessons, which contributes to a significant enrichment of the emotional experience of primary school students, the development of their ability to empathize and emotional responsiveness.
Key words: emotional responsiveness, listening to music, primary school students, music lesson, emotions, emotional sphere.
В современной образовательной парадигме особое внимание уделяется развитию эмоционального интеллекта как важнейшей составляющей личностного роста. Эмоциональная отзывчивость, понимаемая как способность человека адекватно реагировать на эмоциональные проявления окружающих и художественные образы, занимает центральное место в этом процессе. Музыкальное искусство, обладая непосредственным эмоциональным воздействием, представляет собой уникальный образовательный ресурс для решения данной задачи.
Особую значимость эта проблема приобретает в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы эмоциональной культуры личности. В этот период дети особенно восприимчивы к музыкальным впечатлениям, что делает уроки музыки важнейшей площадкой для развития эмоциональной отзывчивости.
Эмоциональная отзывчивость – важное качество личности, способствующее развитию эмпатии, коммуникативных навыков и творческого мышления. В младшем школьном возрасте дети особенно восприимчивы к эмоциональным воздействиям, что делает этот период благоприятным для формирования отзывчивости через искусство. Музыка, как один из самых эмоциональных видов искусства, играет ключевую роль в этом процессе.
Музыка обладает уникальной способностью передавать широкий спектр эмоций – от радости и восторга до грусти и тревоги. Восприятие музыкальных произведений активизирует эмоциональные центры мозга, способствуя развитию чувствительности к настроениям и переживаниям.
Исследования в области психологии и педагогики (Л. С. Выготский, Б. М. Теплов) подтверждают, что систематическое слушание музыки:
– расширяет эмоциональный опыт ребенка;
– учит распознавать и понимать эмоции, выраженные в звуках;
– развивает способность сопереживать;
– стимулирует воображение и образное мышление.
В начальной школе, когда эмоциональная сфера только формируется, важно подбирать произведения, доступные для детского восприятия и соответствующие их возрастным особенностям.
Младший школьный возраст характеризуется высокой эмоциональной восприимчивостью, преобладанием образного мышления, активным развитием эмпатических способностей.
Для эффективного развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников необходимо применять системный подход, включающий:
- Подбор репертуара. Для эффективного воздействия на эмоциональную сферу детей важно учитывать:
– доступность – произведения должны соответствовать возрасту (например, «Детский альбом» П. И. Чайковского, «Карнавал животных» К. Сен-Санса);
– разнообразие – чередование жанров (классическая, народная музыка, современные детские песни);
– контрастность – сопоставление разных по настроению композиций (грустная/весёлая, спокойная/энергичная).
- Активное слушание. Включает не просто пассивное восприятие, а вовлечение детей в анализ музыки:
– обсуждение характера произведения (Какие эмоции передает?);
– связь с образами и ассоциациями (На что похожа эта мелодия?);
– использование движений, рисунков для выражения впечатлений.
- Игровые и творческие задания – например:
– «Изобрази эмоцию музыки мимикой и жестами»;
– «Нарисуй, что ты чувствуешь»;
– «Придумай историю под музыку».
- Сравнение разных интерпретаций – прослушивание одного произведения в разных исполнениях (оркестр, фортепиано, хор) помогает детям глубже понимать нюансы эмоциональной выразительности.
Слушание музыки в начальной школе – мощный инструмент развития эмоциональной отзывчивости. Через осознанное восприятие музыкальных произведений дети учатся понимать и выражать свои чувства, проявлять эмпатию к окружающим. Важно, чтобы педагог подходил к этому процессу творчески, сочетая классические методики с интерактивными формами работы. При систематическом использовании музыки в учебном процессе у младших школьников формируется не только эмоциональная отзывчивость, но и общая культура восприятия искусства.
Список использованных источников
- Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования : учебное пособие / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – Москва : Прометей, 2021. – 502 с. – ISBN 978-5-907244-51-1. – Текст : непосредственный.
- Байбородова, Л. В. Преподавание музыки в школе : учебник / Л. В. Байбородова, О. М. Фалетрова, С. А. Томчук. – Москва : Юрайт, 2025. – 248 с. – URL: https://urait.ru/bcode/562635 (дата обращения: 26.04.2025). – ISBN 978-5-534-06342-4. – Текст : электронный.
- Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – Москва : Юрайт, 2025. – 414 с. – URL: https://urait.ru/bcode/562393 (дата обращения : 16.02.2025). – ISBN 978-5-534-09445-9. – Текст : электронный.
- Кабалевский, Д. Б. Музыка в воспитании и развитии ребенка. Роль музыкальной культуры в жизни детей : учебник / Д. Б. Кабалевский. – Москва : Амрита-Русь, 2022. – 224 с. – ISBN 978-5-413-01801-9. – Текст : непосредственный.
- Науменко, О. В. Особенности эмоциональной отзывчивости у младших школьников / О. В. Науменко. – Текст : непосредственный // Известия ВГПУ. – 2022. – № 9 (142). – С. 112–117.
- Петрушин, В. И. Музыкальная психология : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. И. Петрушин. – Москва : Юрайт, 2025. – 376 с. – URL: https://urait.ru/bcode/556183 (дата обращения: 29.04.2025). – ISBN 978-5-534-19242-1. – Текст : электронный.
- Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей : учебное пособие / Б. М. Теплов. – Санкт-Петербург : Лань, 2024. – 488 с. – ISBN 978-5-507-50064-2. – Текст : непосредственный.