РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Чистозвонова Т. С., Грязнова Т. М.

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск

Научный руководитель Грязнова Т. М.

Сегодня очевидно, что без духовности, которую несет с собой Православная культура нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно оттого, что из душ современных школьников исчезают любовь и уважение, сострадание и сочувствие, милосердие, мораль и нравственность, – вечные ценности, которые не имеют временных границ, они актуальны во все эпохи и времена. И без духовной помощи православия просто не обойтись. Православная педагогическая традиция в России развивалась на протяжении столетий, и базовым ее основанием всегда была любовь к людям, поэтому проблема насилия в молодежной среде не возникала как таковая.

Патриотическое воспитание является частью духовно-нравственного воспитания Духовно-нравственное становление личности в процессе музыкального воспитания можно уподобить духовному производству, то есть производству сознания ребенка в общественной форме. Общественное сознание растущего человека подразумевает формирование философских, религиозных, правовых, научных, художественных, моральных представлений, понятий и суждений. Их постепенная выработка позволяет формирующейся личности интегрироваться в социальную систему. Важным фактором духовно-нравственного воспитания является его самоопределение как гражданина России, принятие им традиций, ценностей родной страны. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение усваивается содержание таких понятий, как «Отечество», «Малая родина», «Родной язык», «Моя семья», «Мой род», «Мой дом» и другие [2, с. 56].

В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан, прежде всего, в нравоучительных истинах Нагорной проповеди – заповедей. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и даже государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивавших духовное единство народа. Чтобы удерживать страну, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Православие объединяло русских (ими считались все, принявшие православие, а не только великороссы) людей в единый народ. Именно поэтому защита Русской земли приравнивалась к защите Православия и наоборот, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси [3, с. 29].

Патриотизм включает в себя такие ценности, как любовь к своему народу, любовь к своей «малой Родине», служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое). Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (годы патриаршества 1990-2008) так раскрыл духовно-нравственную сущность этого понятия: «Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своем народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» – это то же самое, что бездомный человек» [2, с. 52].

Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. В православном вероучении известны слова Серафима Саровского: «… спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся». То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением…» [Цит по: 2, с. 54].

Церковь причислила к лику святых множество воинов, а в богослужениях взывает о помощи свыше для «христолюбивого воинства». Причем были прославлены как полководцы, так и рядовые воины, как мученики, так и преподобные, как отдельные лица, так и целые группы.

Федор Федорович Ушаков, выдающийся государственный деятель, прославленный адмирал великого Российского флота и непобежденный ни в одном сражении флотоводец, является одним из примеров служения Отечеству и заботы об общественном благе. Он преданно служил во благо своего народа и своей Родины. Вместе с тем он всегда оставался человеком глубокой веры во Христа Спасителя, строго приверженным православным нравственным началам [3, с. 32].

Православная вера – важнейший фактор, обеспечивающий духовное единство народа. Именно поэтому защита русской земли на протяжении многих веков приравнивалась к защите православия, и наоборот, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси. Православная вера и любовь к Отечеству – едины. Подтверждение этому мы находим и в государственной символике Российской Федерации. Великомученик Георгий Победоносец, олицетворяющий покровительство и защиту ратных людей, украшает Государственный герб нашей Родины. Он же изображен на символах столицы России. Вспомним слова Государственного гимна Российской Федерации (слова С. Михалкова):

Россия – священная наша держава.

Одна ты на свете! Одна ты такая

Хранимая Богом родная земля!

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

А сохранить процветание Родины возможно. Нужно только возродить механизмы передачи православных традиций патриотического воспитания новым поколениям. В гимне есть слова: «Предками данная мудрость народная!». В современных условиях возродить эту мудрость народную! – стало насущной проблемой государства, образовательных учреждений, общества, семьи. Единственный путь к величию нашего Отечества — это взращивание основ духовности, нравственности, созидание святости в себе, стремление к праведной жизни у подрастающего поколения.

Музыкальное искусство православной ориентации является важной частью процесса музыкального воспитания в современной школе (И. В. Кошмина), так как позволяет эффективно воздействовать на эмоциональную сферу и чувства ребенка, на его внутренний мир. Оригинальная интонационно-стилистическая манера хорового письма, вобравшая в себя элементы знаменного распева, довольно трудна для восприятия не подготовленному слушателю. Очевидно, исходя из этого, пониманию и восприятию музыки православной традиции должна предшествовать поэтапная подготовительная работа учителя музыки [1, с. 102] .

Опыт последних лет развития России показал, что в условиях современной свободы выбора нельзя рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь только на государство, либо только на общественные институты, прежде всего на школу и детский сад, либо только семью. И дело не в том, что Российское государство или система российского образования ставят своей целью воспитать безнравственное, жестокое, незаконопослушное молодое поколение, а в том, что в условиях заимствования у запада свойственных ему моделей и ориентиров – расчета, индивидуализма, конкуренции, приобретательства – оно растет именно таким. И здесь напрасны надежды на контролирующую роль государства, на законы и кодексы. В каждом человеке от рождения заложены духовные начала, и в течение всей жизни он должен стремиться не только к физическому развитию, но и к духовному росту. Соединить в себе личное и общественное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, пришедшего в этот мир.

 Литература

1. Кошмина, И. В. Русская духовная музыка / И. В. Кошмина. – М. : Владос, 2001. – 156 с.

2. Никандров, Н. А. Проблема духовного воспитания школьников / Н. А. Никандров // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 50-56.

3. Якутина, О. Н. Познать духовную связь о преподавании духовной музыки в школе / О. Н. Якутина // Музыка в школе. – 1990. – № 4. – С. 26-33.

 

Добавить комментарий