ОСОБЕННОСТИ ХОРМЕЙСТЕРСКОЙ РАБОТЫ НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В КЛАССЕ ДИРИЖИРОВАНИЯ

Сонина Н. А. (ПДМ-114), Грязнова Т. М,

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г.  Саранск

«Художественный образ» – всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов. В первую очередь через художественный образ композитор раскрывает картину мира, сюжетно-фабульные ходы и особенности психологизма в произведении. Художественный образ диалектичен: он объединяет живое созерцание, его субъективную интерпретацию и оценку автором (а также исполнителем, слушателем, читателем, зрителем).

Художественный образ создается на основе одного из средств: изображение, звук, языковая среда, – или комбинации нескольких. Он неотъемлем от материального субстрата искусства. Например, смысл, внутреннее строение, чёткость музыкального образа во многом определяется природной материей музыки – акустическими качествами музыкального звука. Смысл художественного образа раскрывается в определённой коммуникативной ситуации, и конечный результат такой коммуникации зависит от личности, целей и даже сиюминутного настроения столкнувшегося с ним человека, а также от конкретной культуры, к которой он принадлежит [3, с. 359].

Дирижирование (от нем.dirigieren, франц. diriger – направлять, управлять,руководить) трактуется в музыкальной энциклопедии как «один из наиболее сложных видов музыкально-исполнительского искусства; управление коллективом музыкантов (оркестром, хором, ансамблем, оперной или балетной труппой и так далее) в процессе разучивания и публичного исполнения ими музыкального произведения [Там же, с. 157].

Дирижер-хормейстер обеспечивает ансамблевую стройность и техническое совершенство исполнения, а также стремится убедить и увлечь исполнителей своим видением творческого замысла композитора, то есть представить свою художественную трактовку – интерпретацию хорового звучания.

Одной из специфических особенностей профессионального образования дирижера-хормейстера является предварительная работа с хоровой партитурой и выстраивание индивидуальной интерпретации (до того, как дирижер начинает работу со своим «инструментом» – хором). В свое время П. Г. Чесноков, выдающийся дирижер-хормейстер, автор блестящей работы «Хор и управление им», отмечал: «Дирижер должен, прежде всего, усвоить простую истину – нельзя учить других тому, чего сам не знаешь. Самое подробное и глубокое предварительное изучение сочинения составляет долг дирижера» [5, с. 18].

Познание музыкального произведения начинается с прочтения нотного текста на инструменте. Музыкант зрительно охватывает нотные знаки, «предслышит» хоровое звучание партитуры внутренним слухом, анализирует и синтезирует основные моменты строения музыкальной ткани. Именно на первом этапе, как отмечает П. Г. Чесноков, необходимо целостное восприятие музыкального произведения, его основных характерных моментов [5, с. 75].

Процесс создания художественного образа состоит из непрерывного ряда «решений», которые дирижер должен выносить, чтобы материализовать свой эстетический замысел. Эти решения, решения выбора эстетически оправданных форм, движений, красок, звуков, слов – всегда основывается на сложном сочетании того, что художник осознает, и того, что им как мотив решения, осознается плохо, или даже не осознается вовсе. Этот неосознаваемый мотив решений присутствует в подлинно художественном творчестве всегда (Д. Н. Узнадзе) [4, с. 124].

В классе хорового дирижирования  процесс работы над художественным образом произведения воплощается через исполнительскую деятельность хора и дирижера, учитывая специфическую установку на выработку воображаемой ситуации. Исполнение хорового произведения становится возможным только при наличии у каждого участника (хора и дирижера) целого комплекса смысловых, целевых и операциональных  установок.

Сложное искусство дирижирования, синтезирующее глубокие знания, яркие музыкально-исполнительские и волевые качества, организаторские и педагогические способности, требует овладения навыками самостоятельной работы с партитурой хорового произведения, проявления интереса к различным сторонам музыкальной культуры, развития способности корректировать свои профессиональные качества. Работа с хоровой партитурой, художественным образом произведения является многоплановым процессом, главной целью которого является создание идеальной модели реального звучания произведения , глубокое постижение его художественно-образного строя.

Целостное восприятие произведения и высокохудожественное «живое» исполнение произведения невозможно реализовать без предварительного анализа хоровой партитуры, умения «смотреть вперед», выбирая «главное интонационное зерно» в музыкальной фактуре партитуры, выстраивать смысловую логику исполнительского замысла, с целью предугадать «впереди звучащую» музыку, – все эти задачи невозможно решить без развития творческого воображения дирижера-хормейстера и определенного уровня его музыкальной культуры.

Хоровое искусство относится к исполнительским, сценическим видам искусства; соответственно актуальным становится вопрос о том, как научить студента в классе хорового дирижирования воспринимать и понимать художественный контекст изучаемых музыкальных произведений, с учетом особенностей хормейстерской работы.

Работа над художественным образом произведения – это целенаправленный музыкально-педагогический процесс по формированию у обучающихся способности переживать, понимать, любить и оценивать явления музыкального искусства, духовно обогащаться в ходе музыкальной деятельности. Средством, с помощью которого осуществляется работа над художественным образом вокально-хорового произведения, служат различные виды музыкальной деятельности: активное слушание (восприятие), сообщение-эссе об истории создания произведения, с использованием Интернет-ресурса, вокальное исполнение педагогом, или в записи. Но, пожалуй, самое важное в проведении индивидуальных занятий в классе хорового дирижирования – это профессиональный доверительный диалог педагога и студента, дискуссии в процессе работы над разнообразным миром музыкальных образов хоровых произведений. Вот здесь-то и начинаются самые сложные задачи, от решения которых зависит в дальнейшем отношение студента-музыканта к хоровой музыке, как явлению культуры в жизни человека и общества в целом.

В чем мы видим суть инновационных подходов к процессу постижения художественного образа хоровых произведений в классе дирижирования? Прежде всего, это изменения и совершенствование учебно-методического процесса, его организации и в, частности, необходимости шире использовать творческие диалоги, диспуты со студентами для установления устойчивой обратной связи.

  1. Чрезвычайно важно формировать у обучающихся ценностное отношение к окружающему миру, к позитивной деятельности, учебе. Нужно помочь им изменить отношение к получению музыкально-теоретических представлений и знаний; оно должно стать ценностным. И здесь огромные потенциальные возможности для творческого диалога преподавателя и студента.
  2. Необходимо обеспечить студентов учебно-методическим сопровождением: презентации, с ярким хоровым исполнением изучаемых произведений, применять в музыкально-педагогическом процессе новое поколение учебников, учебных пособий, экспериментальных элективных курсов, нужны проблемные консультации с преподавателями гуманитарного блока.
  3. Особого внимания требует организация самостоятельной работы студентов. Необходимо учить молодое поколение самостоятельно добывать знания.
  4. И главное, сам преподаватель современной Высшей школы должен меняться: необходимо научиться понимать и принимать личность современного студента, сформировать у студента позитивную концепцию «Я — учитель», «Я — воспитатель», «Я — личность», «Я — профессионал».

Разнообразные формы и методы работы над художественным образом вокально-хорового произведения (творческие дискуссии, диалоги, тестирование, деловая игра, «мозговой штурм», использование Интернет-ресурсов, пробуждает и укрепляет эмоциональные и рациональные элементы восприятия, способствует формированию эмоционально-образной сферы, интеллектуальной осведомленности и опыта практического освоения элементов вокально-хоровой грамотности при изучении хоровых произведений. В этом смысле вокально-хоровое искусство наиболее действенно влияет на проявление творческой инициативы студентов, их готовности заниматься музыкой, искусством. Известно, что глубина духовных и нравственных убеждений обучающихся в процессе работы над художественным образом хоровых произведений зависят от степени их проникновения в эмоциональную область их сознания. Именно поэтому на развитие и совершенствование эмоционально-образной сферы студента направлены все виды и формы художественного и музыкально-эстетического образовательного процесса.

Различные формы работы над художественным образом хоровых произведений будут способствовать целостному развитию личности студента, формированию образного мышления, музыкальной  культуры, самовоспитанию и мобильности в современном мире.

Чувство удовлетворения от сознания собственной полезности порождает желание добиться еще больших успехов в овладении исполнительским мастерством, формирует потребность трудиться, настойчиво и целеустремленно добиваться успехов в учебе, преодолевать трудности, что связано с формированием и проявлением волевого начала, самостоятельности, творческой активности

Таким образом, музыкально-образовательный процесс в Вузе, в современных социоусловиях, направлен не только на изучение музыкальных произведений программы, их художественно-эстетической ценности, но и на оптимизацию всех сущностных сил студента, формирование его духовного мира, с целью освоения определенных нравственных норм поведения и активной жизненной позиции.

Литература

  1. Горюнова, Л. В. На пути к педагогике искусства / Л. В. Горюнова // Музыка в школе. – Москва, 2009, № 7. – С. 149 –154.
  2. Лотман, Ю. М. / Эстетика музыкального творчества / Ю. М. Лотман – М.. Искусство, 2009. – 175 с.
  3. Музыкальный энциклопедический словарь // авторы-составители Б. С. Штейнпресс, Н. М. Ямпольский. – М., 1966. – С. 359
  4. Сафронов, Б. В. Инновации в музыкально-педагогическом образовании / Б. В. Сафронов // Педагогика. – 2011. – № 8. – С. 121 – 126.
  5. Чесноков, П. Г. Хор и управление им / П. Г. Чесноков. – М., 1961. – 154 с.

Добавить комментарий