УРОК МУЗЫКИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

М. Рыбакова, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, научный руководитель Н. И. Чинякова

Урок музыки – урок искусства. Главенство в нем музыки определяет все происходящее на занятиях, к чему относится характер общения учителя с учащимися, учебный материал, методы и приемы его донесения, логика организации занятия. Строение урока имеет очевидные параллели с музыкой. Так, в нем обязательно есть своя кульминация, подход к ней, заключение, а драматургия развертывания содержания способна быть аналогичной музыкальным формам, например, иметь черты трехчастности, рондо, вариации и т. д. Именно поэтому, при достижении высокого качества структурной и содержательной составляющих урока в целом, он может и должен представлять собой своеобразное произведение искусства.

Требованием урока является использование музыки, способствующей развитию у учащихся здоровых музыкальных потребностей и высокого вкуса. В данных условиях, как нигде, тесно сотрудничают чувства и мысли, достигается единство творческих устремлений учителя и учащихся. Свобода в суждениях и ответах, активность и инициатива учащихся, удовлетворенность от совместных занятий возникают благодаря музыке.

Разрабатывая уроки музыки, надо помнить, что их идея может зависеть не только от цели программы и педагогической задачи, стоящей перед учителем, но и от рекомендуемого для освоения программного материала. Это может касаться и пения, и анализа произведения, и даже нотной грамоты.

Замысел урока призван учитывать современное состояние культурной обстановки в обществе и восприятия жизни субъектами обучения, поскольку то, что сегодня кажется неинтересным учителю-музыканту, почти всегда будет неактуальным и для учеников. Положительной является ситуация, когда идея урока интересна лично самому учителю, в свете его жизневосприятия в данный период времени. В таком случае знакомый или уже достаточно приевшийся музыкальный материал может быть раскрыт по-новому, а его свежее прочтение определит замысел и разработку урока. Творчество учителя здесь реализуется, прежде всего, в выборе методических приемов изучения произведения, освоения песни, становления музыкальных потребностей учащихся, совершенствования их способностей и т. д.

В процессе подготовки урока определяются и другие его компоненты: повторение материала, осваиваемого на предыдущих занятиях; закрепление изучаемых произведений в сознании учащихся; характер возможного домашнего задания и многое другое. В частности, для решения вокально-хоровых задач производится анализ конкретного хорового произведения; разработка плана репетиционной работы над ним; подбор певческих упражнений и иллюстраций; поиск музыкального материала, на примере которого можно услышать сочинение в разных интерпретациях; постановка проблемных заданий и т. д.

Творчески действующий учитель музыки чаще всего стремится отказываться от трафаретных, застывших форм урока, ищет для него разнообразные конфигурации построения. Поиск новых приемов, не использованных ранее видов организации деятельности учащихся, педагогических средств должны быть для учителя музыки традиционными. При этом данные действия не самоцель, а являются средством повышения эффективности процесса совершенствования учащихся. Формулируя замысел урока, учителю важно представлять себе основы его драматургии, чему способствует сформированность у него особого учительского чувства – чувства времени. В зависимости от тематики и структуры урока, характера музыкальных использованных в нем сочинений учитель-музыкант подбирает темп и ритм своей речи, организует другие рычаги педагогического воздействия. Так, об эпическом следует рассказывать неспешно и величаво, а о смешном – живее, применяя в этом случае другой стиль речи и т. д.

Таким образом, в концепцию урока заложены следующие составляющие элементы:

– изучаемая музыкальная тема урока и учебный материал, обуславливающий его конкретное наполнение;

– художественная, дидактическая и воспитательная сверхзадача уро-ка;

– психология учебно-музыкального процесса, эмоционально-познавательные возможности и музыкальные способности учащихся;

– творческие и исполнительские задатки учащихся;

– искусство педагогического перевоплощения.

Деятельность учителя сочетает в себе педагогическое, хормейстерское, музыковедческое, музыкально-исполнительское, исследовательское функционирование, основанное на умении самостоятельно обобщать и систематизировать знания, которые далее будут передаваться ученикам или способствовать данному процессу, что, в свою очередь, является основой развития у детей практических навыков общения с музыкой.

Художественная деятельность занимает в жизни людей особое место, она тесно связана с творчеством. В работе учителя музыки художественное творчество проявляется не только в действиях связанных с искусством музыки, но и в умении интересно, увлекательно проводить уроки и внеклассные занятия, синтезируя в них музыкантские и педагогические начала. Творчество учителя во многом обусловлено спецификой его деятельности, которая носит публичный характер, осуществляется в определенной аудитории, требует умения управлять своими чувствами и настроениями и т. д. В целом педагогический процесс связан с постоянным творческим поиском, поскольку учителю приходится действовать в варьирующихся условиях разнообразных педагогических ситуаций. При такой организации творческий процесс приобретает двусторонний характер: с одной стороны, творчество учителя, с другой – на основе применяемых им стимулирующих методов возникает творческая деятельность учащихся. Творческое состояние класса необходимо создавать и поддерживать, делая творческий поиск совместным коллективным стремлением учителя и учащихся. Естественно, что данное творческое взаимодействие не может проявиться сразу же в полном объеме, но учитель постепенно, целенаправленно приобщает ребят к нему, вырабатывая потребность в самостоятельности суждений и оценок воспринимаемых явлений, пробуждая и стимулируя инициативу и творческую фантазию.

Творчество в деятельности учителя подразумевает и педагогическую импровизацию, которая обуславливается его способностью правильно и быстро оценивать ситуацию и поведение учащихся, а далее оперативно находить оптимальное решение. Огромное значение для этого имеет уровень общей культуры учителя, его психолого-педагогическая грамотность и научная эрудиция, а также его профессионализм как музыканта.

Созидательная, креативная, творческая природа самого музыкального искусства открывает особенно большие возможности для творчества учителя музыки. Это проявляется в первую очередь в интерпретации музыкальных произведений на основе постижения композиторского замысла, идеи, художественного образа и смысла произведения. Решающую роль в данном процессе играют музыкально-слуховые представления, интеллект музыканта, его музыкальный опыт, знание средств художественной выразительности и владение ими при исполнительстве. В данном контексте следует подчеркнуть, что творческая деятельность в области общения и изучения искусства требует от человека повышенной эмоциональности, образности мышления, богатства художественных ассоциаций.

В частности, не случайно Б. М. Теплов в труде «Психология музыкальных способностей» утверждает: «неэмоциональным путем нельзя постигнуть содержание музыки» [3]. А подтверждением приведенной характеристики музыкального мышления, может служить определение А. В. Брушлинского, что «мышление всегда является творческим» [1]. Следовательно, мышление, связанное с искусством, безусловно, творческое. На это справедливо указывает Н. В. Суслова, говоря, что «музыкальное мышление имеет принципиально творческий характер, оно продуктивно даже в тех формах, которые постороннему наблюдателю кажутся пассивными» [2].

В целом качество творческой деятельности учителя музыки зависит от условий, в которых он работает, от уровня общего развития класса и музыкальной подготовки школьников, собственных личностных качеств и степени владения предметными профессиональными навыками.

Для активной и последовательной реализации процесса творческого проявления учащихся, и, следовательно, данного развития школьников, учителю необходимо учитывать следующее:

– подбирая дополнительный (или замещающий программный) репертуар для урока музыки и для мероприятий по внеклассной работе, ориентироваться на произведения, которые могут служить основой для развития конкретных творческих навыков и одновременно отвечать дидактическим задачам общего совершенствования учащихся;

– с целью формирования у школьников ассоциативного мышления использовать тематически связанный с занятием материал из других видов искусства;

– для оптимального и быстрого решения педагогических задач (включая и спонтанно возникающих) иметь высокий уровень развития навыка умело импровизировать в неожиданных, незапланированных ситуациях;

– использовать разнообразные формы работы, способствующие созданию на занятиях атмосферы творческой активности, заинтересованности (игровая, словесно-иллюстративная, поисковая и т. д.);

– разрабатывать серии творческих заданий и находить наиболее эффективные формы их постановки перед школьной аудиторией (в основном для этого используются домашние занятия и внеклассная работа);

– применять различные виды творческой деятельности, исходя из главной задачи каждого конкретного занятия.

Спецификой деятельности учителя музыки общеобразовательной школы являются ее отличия от функционирования учителей по другим школьным учебным дисциплинам и педагогов системы дополнительного музыкального образования. В первом случае особенностью предмета «Музыка» является то, что он не относится к естественнонаучной области знания, а, изучая искусство, является предметом эстетического цикла. Следовательно, он не может опираться только на общедидактические принципы. Также основным показателем эффективности такого учебно-воспитательного процесса не является успешное овладение учащимися строго определенным комплексом знаний, умений и навыков. Однако индивидуальные музыкальные способности детей весьма многогранны, различны по уровню развития и возможности совершенствования, что осуществляется эмоционально ярко окрашенной атмосфере. При этом учитель должен уметь музыкально-профессионально проявлять себя как исполнитель (вокалист, дирижер, инструменталист), музыковед, обращаясь к новым актуальным для современных детей произведениям.

Это отличает деятельность учителя музыки и от педагогов учреждений дополнительного музыкального образования, которые специализируются на отдельном направлении музыкального искусства. Более того, их занятия разнятся и по форме обучения. В данном контексте особую сложность в общеобразовательной школе представляет освоение коллективом – классом музыкального исполнительства традиционно изучаемого индивидуально (сольное инструментальное и вокальное музицирование). Учитывая же, что сегодня выдвигаются большие требования к уровню культурного развития современных школьников, работа по оптимизации деятельности учителя музыки, самосовершенствованию является актуальной и сложной задачей, которую необходимо решить.

 Литература

1. Брушлинский, А. В. Психология мышления и кибернетика / А. В. Брушлинский. – М., 1970. – С. 85.

2. Подуровский, В. М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. М. Подуровский, Н. В. Суслова. – М. : Владос, 2001. – С. 16.

3. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – М., 1947. – С. 509.

Добавить комментарий