ББК 78.071.4(045)
УДК 78:37
ЧИНЯКОВА НАДЕЖДА ИВАНОВНА
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, chinyakova-n@yandex.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: вокально-хоровое искусство, церковная музыка, методика освоения церковной музыки.
АННОТАЦИЯ: В статье рассматривается проблема освоения детьми церковной музыки относительно актуальности в современном образовании, педагогического потенциала и особенностей реализации в образовании.
TO THE QUESTION OF DEVELOPMENT OF CHILDREN
OF CHURCH MUSIC
CHINAKOVA NADEZHDA IVANOVNA
Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia
KEYWORDS: vocal and choral arts, Church music, technique development of Church music.
ABSTRACT: The article considers the problem of exploiting children of Church music on the relevance in modern education, pedagogical potential and peculiarities of implementation in education.
Хоровое пение является наиболее используемым видом освоения исполнительского музыкального искусства, что доказала история музыкального образования. И это связано не только с его рентабельностью и доступностью. Действительно, данное обучение предполагает вовлечение в процесс коллектива учащихся и не требует обязательных затрат на приобретение музыкальных инструментов. Помимо указанного, хоровое пение позволяет участие в нем обучающихся с разным уровнем развития певческих способностей, при этом более подготовленные из них становятся поддержкой и ориентиром для остальных, помогая ускоренно овладеть требуемыми навыками. Также для детей актуально и то, что в коллективе психологически проще осуществлять сценическую и публичную исполнительскую деятельность, и, следовательно, все хористы получают расширенные перспективы почувствовать себя артистами. Это дает основу к участию хора в концертах с более ранних этапов обучения, по сравнению с исполнителями-солистами. В таком случае каждый из учащихся хорового коллектива видит результаты своих усилий, что стимулирует интерес и мотивацию к продолжению занятий.
Освоение вокально-хорового искусства, также как других видов исполнительства, обеспечивает музыкальное образование детей, то есть знакомство с историческими фактами и теорией музыки, овладение общемузыкальными и специальными навыками коллективного пения, формирование личностных качеств. Специфическим же является то, что занятия в хоре укрепляют еще и физическое состояние дыхательно-голосового аппарата певцов, что встречается в той же мере при игре на духовых инструментах. Также рассматриваемая деятельность – это коллективный труд, направленный на достижение единой цели (как в оркестровом исполнительстве). Следовательно здесь закладываются основы умений и качеств, актуальных для социальной адаптации детей, которые через совместные усилия и устремления (то есть через практику) усваиваются быстрее.
Еще одним приоритетом хорового пения является его опора на культурно-национальную историческую традицию. Издревле россияне пели в большинстве жизненных ситуаций, отражали их в песнях, пение присутствовало во многих сферах деятельности соотечественников. Высказываясь об этом, Г. А. Струве подчеркивает, «что в любом учебном заведении любили и умели петь красиво, на несколько голосов. Не говоря уже о церковных богослужениях, во время которых пели замечательные хоры. Пел весь народ, от мала до велика» [2, с. 50]. Приведенные слова говорят о ценности данных традиций, необходимости их возрождения и использования в наше достаточно противоречивое время, когда музыка переполняет информационное пространство социума, а музыкальная культура большинства граждан требует повышения уровня. Более того, как средство достижения данной цели можно рассматривать церковное пение, о котором Г. А. Струве восторженно отзывался, поставив его на вершине в линейке перечисляемых приоритетов отечественной певческой традиции.
Особую значимость в деле приобщения к церковному пению имеет обращение к подрастающему поколению, поскольку именно оно наиболее уязвимо и нуждается сегодня в формировании культурных предпочтений. Если взрослые люди могут обращаться к вере, ходить в церковь, участвовать там в пении, отдавая дань моде или преодолевая груз политических убеждений прошлых лет социализма, дети способны с открытым сердцем, искренне вбирать духовные ценности, осознавая их в том числе и через музыку. Важным является то, что данная музыка направлена на передачу общечеловеческих идей, заложенных в большинстве религий. Воспринимая их, ребенок не обязательно станет глубоко религиозным человеком, но он непременно узнает, что они существуют, поймет их смысл, осознает их значимость, сопоставит добродетель и грех, добро и зло. Не случайно известнейший композитор и регент XIX в. Г. Ф. Львовский указывал, что «задача церковных певцов вовсе не в том, чтобы ласкать слух и действовать на чувственность, а в том, чтобы при исполнении всякого песнопения обращать внимание преимущественно на смысл и дух песнопений» [1, с. 163]. Следовательно освоение церковного пения сосредотачивается не только на становлении вокально-хорового исполнительского мастерства учащихся, но и активно формирует духовно-нравственные качества их самих, а далее и их слушателей.
Практика работы в кружках церковного пения при православных гимназиях или воскресных школах позволила сделать их руководителям следующие выводы, которые опубликованы на различных интернет-сайтах. Данная деятельность может быть полезна в реализации вокально-хорового образования также и учащихся светских учебных заведений. Обращаясь к освоению церковной музыки, дети должны иметь представление о ее реальном звучании, для чего целесообразно посещение храма, либо прослушивание аудио или видеозаписи соответствующего пения. Учителю необходимо обеспечить качественное исполнение воспринимаемых учащимися музыкальных произведений, поскольку от возникшего у слушателей впечатления зависит степень их желания заниматься данной вокально-хоровой деятельностью. Также важно понимать смысловое содержание и сущность рассматриваемого исполнительства. Хормейстеру необходимо объяснить значение определения понятия «церковное пение», формулируемого как исполнение православной музыки голосом, основным содержанием которой являются молитвы, православные песни, духовные стихи и песнопения, социализируемые в ходе церковной службы.
Переходя к освоению произведения соответствующей направленности, дети должны знать, что церковное пение берет свое начало от небесного пения ангелов, славящих Пресвятую Троицу; оно совершается из желания передать людям счастье, просветление, свет от созерцания даров, получаемых от Бога, и этот Божественный Свет есть всюду, освещая все вокруг и изливаясь на человека через пение. Осознав это, учащиеся голосом пытаются передать пение ангелов, что ускоряет решение технических исполнительских задач и достижение художественных целей. Однако здесь необходимо не стремиться к внешнему, звуковому сходству, а важно удержать доминанту внутренней, духовной возвышенности. Заслуживает внимания то, что при такой методике разучивания произведений учащиеся значительно быстрее находят нужный тембр звучания голоса и самопроизвольно начинают активно работать над правильным дыханием и брать звуки на опоре. Последнему также способствует применение дыхательной гимнастики, которую учитель может разработать самостоятельно, исходя из особенностей и возможностей конкретного учебного хорового коллектива. В условиях работы кружка церковного пения возникает потребность в приобретении детьми таких умений, как верные ответы на регентские показы, качественное исполнение произведений в нужной последовательности при участии хора в церковных службах. Данный аспект не является обязательным в светском образовании, но знакомство с ним может стимулировать интерес воспитанников к его освоению.
Список использованных источников
- Герасимова, М. А. Григорий Федорович Львовский – церковный регент и духовный композитор / М. А. Герасимова // Труды Московской регентско-певческой семинарии. 2002–2003: сб. ст., воспоминаний, арх. док. – М., 2005. – С. 158-180.
- Струве, Г. А. Когда запоет школа? / Г. А. Струве // Искусство в школе. – 1996. – № 1. – С. 50.