ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ББК 78.071.4(045)

УДК 78:37

 ЧИНЯКОВА НАДЕЖДА ИВАНОВНА

 ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, chinyakova-n@yandex.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: музыкальное образование школьников, музыкальное воспитание дошкольников, музыкальное исполнительство детей, взаимодействие субъектов музыкально-образовательного процесса.

АННОТАЦИЯ: В статье рассматриваются проблемы приобщения детей к музыке в период перехода от дошкольного к школьному образованию, актуализируются вопросы организации взаимодействия субъектов обучения и роли музыкального исполнительства детей, реализуемого в различных условиях.

 PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE PROCESS OF PRESCHOOL AND SCHOOL MUSIC EDUCATION OF CHILDREN

 CHINYAKOVA NADEZHDA IVANOVNA
Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

 KEYWORDS: music education students, music education of preschool children, musical performance children, the interaction of the subjects of the musical-educational process.

ABSTRACT: In article considers the problems of introducing children to music in the period of transition from preschool to school education, the organization of interaction of subjects of education and the role of musical performance children, implemented in various environments.

 

Музыкально-образовательный процесс школьников основывается на реализации обучающимися различных видов учебной музыкальной деятельности. Существующие сегодня ее градации всегда включают исполнительство, которое может быть вокальным, инструментальным или вокально-инструментальным, а также индивидуальным (сольным), групповым (ансамблевым) и коллективным (хоровым и оркестровым). Исполнительство является продуктивным видом учебно-музыкального функционирования, качественное осуществление которого требует не только владения техническими навыками, но и умения применять их на основе приобретаемых знаний и опыта, в соответствие с формируемыми собственными музыкальными взглядами и уровнем развития культуры. В ходе реализации исполнительства общение с музыкой приобретает повышенную степень активности, поскольку обучающемуся необходимо изначально понимать то, что именно он должен выразить, а затем определить средства достижения поставленной художественной цели. Указанное понимание предполагает исследование различных сторон произведения (включая историко-культурологический аспект), формирование представлений о его деталях и целостности, что позволяет прийти к принятию соответствующего интерпретационного решения.

Известно, что для большинства детей музыкальное исполнительство привлекательно. Не случайно они часто еще в дошкольном возрасте с удовольствием поют, играют на детских музыкальных инструментах, пытаются подражать артистам-музыкантам, моделируют в играх условия концертных выступлений. Обычно у ребенка всегда вызывают интерес музыкальные инструменты, он стремится их потрогать, попробовать извлечь звуки или сыграть какую-нибудь мелодическую фразу. Особенно ярко потребности в исполнительстве проявляются у детей, воспитываемых в среде, в которой представлено музицирование. Например, в семьях с развитыми вокально-исполнительскими традициями, младшее поколение, как правило, считает пение естественным действием, с большим желанием подключается к старшим, осваивая певческие навыки и накапливая репертуар. Это повышает эффективность воспитания таких детей на целенаправленно осуществляемых музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях, где преодолевается спонтанность указанного процесса музицирования и используются его результаты. Положительным здесь является не только достигаемый уровень музыкального и культурного развития детей, но и их адаптированность к последующему использованию в школе аналогичных методов обучения, что обеспечивает продуктивность дальнейшего совершенствования школьников.

Отражая определенную культуру, описанные условия являются средой «растящей и питающей личность» (П. А. Флоренский), поскольку представляют собой источник жизненных ценностей для ребенка. Данный подход актуален сегодня, так как «содержание учебных предметов, особенно предметов гуманитарного плана, направлено на ознакомление учащихся с базовыми ценностями», а нередко встречающееся в этом процессе преобладание вербальных методов, по мнению Н. И. Сулеймановой, минимизирует его результативность, приводя к тому, что для обучающихся «смыслы, выраженные в ценностях, не становятся регуляторами поведения» [2, с. 117]. Следовательно, необходима практика «проживания» смысла ценностей и применения воспринятого («прожитого») в повседневной жизни, не останавливаясь на стадии рассуждений о нем или реализации в специально моделируемых учебных ситуациях на занятиях.

Сказанное требует налаживания взаимных связей процессов общения детей с музыкой в обучении и вне его. Для эффективности данных связей необходима актуализация имеющегося музыкально-исполнительского опыта, характеристики которого педагогу должны быть известны, что позволит его целенаправленно пополнять под руководством или контролем учителя. Реализация этих действий поможет формировать интерес к музицированию и у детей, воспитывающихся в семьях «немузыкальных» или имеющих практику общения с музыкой только легкого жанра. Тем самым они получат возможность компенсировать (хотя бы частично) отставание в музыкальном развитии, по сравнению с исполнительски «продвинутыми» детьми.

Однако планомерные усилия учителей по активному переводу получаемых знаний и умений в прикладную плоскость внеучебной жизнедеятельности детей не часто встречается в современной сфере образования. Решение проблемы усложняет и то, что гуманитарное образование (и в первую очередь художественное направление) не имеет должной поддержки в развитии образной составляющей интеллекта со стороны процесса освоения естественных наук, сосредоточенного на совершенствовании его (интеллекта) операциональных компонентах. Объяснение сказанному, например, Д. И. Прокопова видит в том, что «недостаточное внимание к образному миру человека обусловлено традиционным противопоставлением чувственного и логического как низшего и высшего, конкретного и абстрактного, субъективного и объективного, что привело как в науке, так и в образовательной практике к относительной обособленности этих двух сфер познавательной деятельности» [1, с. 5]. В итоге музыкальное образование не дополняется в максимально возможной мере результатами обращений к чувственному опыту детей и действий по его расширению в ходе реализации многих направлений процесса обучения.

Следует отметить, что созвучные проблемы существуют, к сожалению, и в современной системе дошкольного образования, в которой музыкальное воспитание детей «ограничивается функциональными обязанностями музыкального руководителя», а «педагогический ресурс воспитателя практически не используется» из-за отсутствия их тесного сотрудничества [3, c. 5]. Как справедливо отмечает Т. Ю. Торяник, в детских садах «содержание музыкальных занятий сегодня направлено, в основном, на подготовку к праздникам; использование музыки на других занятиях, свободная музыкальная деятельность детей стали редкостью» [3, c. 5]. В таких условиях рассматриваемые задачи не только предельно редко решаются, но и не ставятся музыкальным руководителем и воспитателем.

С учетом сложности достижения результатов в музыкальном развитии детей посредством организации взаимодействия музыкального руководителя и семьи, особое значение приобретает период прихода детей в школу, когда может нарушиться преемственность сложившихся указанных подходов в реализации процесса музыкального совершенствования воспитанников. Это может быть сопряжено с тем, что объективно учителю музыки проблематично отслеживать содержательное и деятельностное наполнение бытовой музыкальной среды школьников и корректировать ее без участия родителей и без помощи классного руководителя. Нередко внеклассные мероприятия учащихся перед родственниками и родительские собрания в классах проходят в отсутствии учителя музыки. Очевидно, что родители чаще посещают детский сад и музыкальному руководителю с ними легче пообщаться. Более того, взрослые члены семьи воспринимают музыкальные занятия в детском саду как достаточно важное направление развития ребенка, а в школе на первый план выходят иные сферы совершенствования первоклассников (математика, русский и иностранные языки, чтение и т. д.), а музыка становится второстепенным предметом изучения. В данной ситуации учителю музыки бывает затруднительно даже организовать встречу с родителями для совместной выработки плана дальнейших взаимодействий, чтобы далее в сотрудничестве координировать его реализацию. Следовательно, первоначально потребуется убедить родителей в ценности освоения музыки и общения с ней как средством личностного культурного, духовного и эстетического становления ребенка. Это станет стимулом для повышения уровня заинтересованности родителей в статусе действующего субъекта музыкально-образовательного процесса детей, через активное личное участие в нем.

Приобщение детей дошкольного и школьного возраста к музыке является актуальной проблемой современного российского образования. От ее решения зависит эффективность процесса становления личности ребенка, развития его души, формирования «человеческого» в человеке. Ориентированное на индивидуальность, образование должно стремиться учитывать специфические особенности каждого обучающегося и в этом особое место занимает активная позиция родителей, в идеале лучше всех знающих своих детей и больше всех общающихся с ними. И значит родители, наравне с педагогами и детьми, должны стать субъектами образования, которое по «существу своему не может быть никогда завершено» (С. И. Гессен). В таких условиях музыка станет более понятной, любимой подрастающим поколением, органично войдет в жизнь каждого ребенка и останется в ней навсегда.

 

Список использованных источников

 

  1. Прокопова, Д. И. Педагогические условия формирования образного мышления младших школьников : дисс. … канд. пед. наук, 13.00.01 / Прокопова Дина Ивановна. – Курск, 2002. – 184 с.
  2. Сулейманова, Н. И. Психологические условия формирования аффективно-смысловых структур сознания в совместно-разделенной деятельности детей и педагогов : дисс. … канд. псих. наук, 19.00.07 / Сулейманова Надежда Ивановна. – М., 2011. – 194 с.
  3. Торяник, Т. Ю. Формирование у будущих воспитателей готовности к деловому сотрудничеству с музыкальным руководителем дошкольного образовательного учреждения: дисс. … канд. пед. наук, 13.00.08 / Торяник Татьяна Юрьевна. – М., 2008. – 194 с.

Добавить комментарий