ДУХОВНАЯ МУЗЫКА КАК ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

ЗВЕРЕВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

бакалавр, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

 

      Аннотация: В статье рассматривается духовная музыка как направление искусства, а также особенности ее влияния на детей.

     Ключевые слова: духовность, духовная музыка, вокально-хоровая деятельность, голос, нравственность.

 ZVEREVA OLGA NIKOLAEVNA

bachelor, faculty of pedagogical and artistic education,

Mordovian state pedagogical Institute

named after M. E. evseviev, Saransk, Russia

 

SPIRITUAL MUSIC AS AN IMPORTANT MEANS OF SPIRITUAL EDUCATION OF THE YOUNGER GENERATION

    Abstract: the article deals with spiritual music as an art direction, as well as features of its influence on children.

Keywords: spirituality, spiritual music, vocal and choral activity, voice, morality.

 

 

Любое искусство оказывает огромное воздействие на души людей, их вкусы, привычки, нравы. То, чем наполнено искусство, тем наполняются и люди, которые с ним соприкасаются [1]. С древних времен благотворное воздействие музыки использовалось как средство воспитания молодого поколения. Важнейшая ценность русской культуры – духовность. Нужно помнить, что духовное воспитание – это, прежде всего, воспитание нравственное. Огромную роль в постижении и усвоении нравственных ценностей играет духовная музыка. Потенциал духовной музыки велик и особо важен для становления развивающейся личности. Раскрывается он через ее мировоззренческую и нравственно-этическую функции.

Мировоззренческая функция духовной музыки основана на видении мира сквозь призму православных ценностей. Поэтому приобщение школьников к духовной традиции формирует целостную картину мира, способствует формированию национального менталитета.

Нравственно-этическая функция направлена на формирование в сознании исполнителей и слушателей ценностей Православия, зафиксированных в Священном писании и нашедших отражение в текстах Богослужебных песнопений [2].

Духовная музыка является достоянием не только верующих людей, хотя для них она наполнена особым смыслом. Сегодня к ней тянутся люди разных возрастов и профессий, и не только потому, что это красивая музыка – в ней скрыты глубокие национальные корни, это живой родник духовности, родник нравственности. Этические ценности, такие как вера, благочестие, добро, любовь, долг, бескорыстие, справедливость являются важнейшими составляющими православной духовной традиции, без которых немыслимо подлинное понимание и исполнение песнопений. Это позволяет использовать нравственный потенциал духовной православной традиции в деле воспитания подрастающего поколения [3].

Влияние православной духовной музыки на формирование личности носит комплексный характер, поскольку происходит воздействие на чувства, волю и сознание человека. Через исполнение песнопений передается духовный опыт человечества, реализуются высшие духовные потребности личности: в познании, в установлении гармонии с миром и самим собой, в ощущении счастья и решении вопроса о смысле жизни, в стремлении к идеалу и воплощении всех личностных стремлений [4].

Духовная музыка в отличие от других направлений музыкального искусства имеет свои отличительные особенности: отсутствие излишней эмоциональности, бесстрастие. По мысли Иоанна Златоуста, «ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает ее от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать» [5] как музыка. «От мирских песен,  ̶  говорит святитель,  ̶  может произойти вред, погибель и много других зол, потому что все то, что есть в них дурного и безнравственного, проникая в душу, расслабляет ее и развращает. Напротив, духовные песни доставляют великую пользу, великое назидание, великое освящение и очищают душу» [5].

Духовная музыка, её темы, образы, возвышенность её звучания была и остаётся источником самого прекрасного, что вообще есть в музыкальном искусстве. «Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои способности Ему предназначены…»  ̶  говорил И. С. Бах [6]. Русский композитор М. И. Глинка назвал духовную музыку «прародительницей» музыки симфонической [2]. Хотя восприятие духовной музыки неверующими людьми отличается от восприятия ее верующими, однако, она оказывает огромное влияние на сознание и чувства любого человека.

Одним из наиважнейших факторов в духовно-нравственном воспитании ребенка является искусство, в частности хоровое пение. С медицинской точки зрения, пение положительно влияет на весь человеческий организм. Голосовыми вибрациями, затрагивающими внутренние органы поющего, могут излечиваться как физические (бронхиальная астма, головная боль и т.д.), так и психические (невроз, фобия, депрессия) расстройства [7]. С другой стороны, хоровое пение является одним факторов духовной жизни. Не случайно в период XVIII-XIX веков церковное хоровое пение входило в число основных обязательных предметов школьных программ в России. При этом православный педагогический подход к вопросу воспитания ориентировался на приобщение человека к Богу [8].

В настоящее время в общеобразовательных школах элементы духовного образования включаются в программы общих и дополнительных дисциплин. Например, уроки музыки ведутся по программам, включающим знакомство учащихся с русской православной традицией.

Введение детей в мир духовной музыки через знакомство с церковными произведениями, доступными их восприятию и исполнению, способствует формированию основ духовной культуры через эмоциональное восприятие православной музыки, воспитывает любовь к ближнему, к своей истории, к Родине [9].

В связи с этим, возникает потребность создания хоровых коллективов, особенно в православных школах, которые могли бы участвовать в церковных Богослужениях. Преимущество вокально-хоровой деятельности перед простым прослушиванием духовной музыки состоит в ее коллективном характере, являющимся очень сильным средством воспитания таких качеств, как взаимоуважение, взаимопомощь, ответственность [10]. Для исполнения духовной музыки важны не только вокальные данные, но и умение понять духовный смысл произведения, суметь его выразить через исполнение. А посредством этого происходит осмысление и усвоение нравственных норм и эстетических ценностей.

 

Список использованных источников

  1. Воздействие музыки на духовный мир человека / Наталия Романова / https://www.maam.ru/detskijsad/vozdeistvie-muzyki-na-duhovnyi-mir-cheloveka.html
  2. Педагогический потенциал духовной хоровой музыки православной традиции / Малыгин Д.А. / https://science-education.ru/ru/article/view?id=21972
  3. Духовная музыка в нашей жизни / Гамидова Маргарита / https://nsportal.ru/ap/library/muzykalnoe-tvorchestvo/2017/02/04/duhovnaya-muzyka-v-nashey-zhizni
  4. Воспитательный потенциал певческого искусства. Духовно-нравственное воспитание студентов средствами хорового исполнительства / Уколова Л. И. / https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/6796/1/it_mho_2008_060.pdf
  5. О Церковном пении вообще. Для чего употребляется пение (Из Беседы на 41-й псалом). Святитель Иоанн Златоуст / Лада О.Д. / https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/o-tserkovnom-penii-sbornik-statej/1
  6. И.С. Бах — явление всехристианского масштаба / https://zoyae.livejournal.com/64331.html
  7. Влияние пения на здоровье человека / Демшина М.В. / https://urok.1sept.ru/статьи/618991/
  8. Православное пение как средство воспитания духовности / Ирина Санчес / https://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-penie-kak-sredstvo-vospitaniya-duhovnosti
  9. Духовно — нравственное воспитание дошкольников средствами музыки / Басова Т.А. / https://infourok.ru/doklad-na-temu-duhovno-nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov-sredstvami-muziki-2072199.html
  10. Хоровое исполнение как средство духовного воспитания студенческой молодежи / Захарова А.Г. / http://pedagogika.snauka.ru/2014/05/2181

 

Добавить комментарий