ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ» В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

М. Н. Барякшина

ФГБОУ ВО МГПУ им. М. Е. Евсевьева

(г. Саранск, Республика Мордовия)

 

Проблема формирования универсальных учебных действий младших школьников рассматриваются в работах многих известных ученых, где представлены различные подходы авторов к данной проблеме, среди которых следует отметить работы А. Г. Антоновой, Е. А. Архиповой, О.А. Веселковой, С. В. Коноваленко, З. Я. Роот и других.

Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий личности в философском аспекте рассматривались в трудах А. А. Бодалева, А. А. Брудного, Л. С. Выготского, М. С. Кагана, М. И. Лисиной, Н. И. Шевандрина, Я. А. Яноушека и другие, в которых отмечалось, от их развития зависит успешность любого вида деятельности в социуме [1, с. 7].

Понятие «коммуникативные универсальные учебные действия» является многосоставным.

Учебные действия и операции предполагают ориентировку, преобразование материала, контроль и оценку (П. Я. Гальперин, Г. А. Цукерман, Л. А. Венгер и др.). Умение учиться является существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Понятие «универсальные учебные действия» в научных исследованиях О.А. Веселковой, С. В. Коноваленко – это способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.

Таким образом, универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [2].

В психологическом значении универсальные учебные действия – есть «совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [3, с. 14].

В научной литературе определяются различные функции универсальных учебных действий, таких как:

– обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

– создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

– обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области. [3, с. 8].

Таким образом, структурными и содержательными особенностями универсальных учебных действий является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

 

Список использованных источников

 

  1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – Москва : Просвещение, 2008. – 151 с. – Текст : непосредственный.
  2. Асмолов, А. Г. Универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Барменская и др. – М. : Просвещение, 2011. – 152 с. – Текст : непосредственный.
  3. Мещерякова Б. Г. Психологический словарь / Б. Г Мещерякова, В. П. Зинченко. – 2-е изд. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 458 с. – Текст : непосредственный.

Добавить комментарий