МЕТОДИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

А. Р. Гурина

ФГБОУ ВО МГПУ им. М. Е. Евсевьева

(г. Саранск, Республика Мордовия)

 

На современном этапе развития образования особую значимость приобретают вопросы формирования универсальных учебных действий, которые заявлены в нормативных документах (ФГОС), в качестве основополагающего компонента обучения и развития растущей личности.

Универсальные учебные действия предполагают направленность познавательной деятельности ребенка на формирование умения самостоятельно приобретать знания, и использовать их в практической деятельности.

Учебные действия – это действия, с помощью которых обучающиеся решают учебные задачи: постановка проблемы, общие или конкретные способы разрешения проблемы, контроль, оценка, коррекция. Учебные действия – основной структурный компонент учебной деятельности.

Универсальные учебные действия (УУД) – базовые способы действий обучающегося и навыков учебной работы, обеспечивающих его возможностью самостоятельно развиваться и совершенствоваться в направлении желаемого социального опыта на протяжении всей жизни [1, с. 17].

В федеральном стандарте общего образования указаны следующие УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Личностные универсальные учебные действия – это действия, включающие личностное самоопределение ребенка, действия нравственно-этического оценивания [1, с. 56].

В их структуру входят знания ребенка о нравственных качествах человека и нравственных нормах поведения, эмоциональное отношение к нравственным ценностям, оценка и анализ поведения в ситуации морального выбора и другое.

Личностные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, и включают в свой состав три вида действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • действие смыслообразования;
  • действие нравственно-эстетического оценивания.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, позволяют ориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию.

В музыкальном образовании и воспитании обучающегося личностные универсальные учебные действия интегрируют в себе с одной стороны духовно-нравственный аспект, касающийся ориентации и самоопределения ребенка в системе социальных ценностей, а с другой стороны аспект творческой деятельности, творческих способностей.

С точки зрения предмета «Музыки» личностные универсальные учебные действия  – это стремление реализации творческих способностей ученика, готовность выражать и отстаивать свою эстетическую позицию, формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения. Они формируют уважительное отношение к культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями [2].

Формированию личностных универсальных учебных действий, устойчивой положительной мотивации к предмету способствуют: создание атмосферы сотрудничества и творчества через создание ситуации успеха путем выполнения заданий, посильных для всех обучающихся; наличие положительного эмоционального настроя учебного занятия; использование эффектных музыкальных фрагментов в начале урока (список музыкальных произведений именуемый «Эффект Моцарта»), организацию рефлексии, через оценку собственной деятельности и деятельности других, постановку занимательных вопросов («Толстых вопросов», требующих многовариантных ответов – «почему было трудно?», «какие открытия совершили на уроке»).

Формирование личностных универсальных учебных действий активно происходит в процессе игровых ситуаций, предполагающих многопозиционные роли: музыканта, зрителя, критика, ценителя музыки; рассуждений ученика о художественных особенностях музыкальных произведений, в умении обсуждать индивидуальные результаты музыкально- творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, с использованием возможностей цифровых инструментов.

Список использованных источников

  1. Асмолов, А. Г. Универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Барменская и др. – М. : Просвещение, 2011. – 152 с. – Текст : непосредственный.
  2. Кудряшова Н. В. Формирование личностных УУД на уроке музыки / Н. В. Кудряшова. Текст : электронный // Копилка уроков – сайт для учителей. – URL: https://kopilkaurokov.ru/muzika/prochee/formirovaniie-lichnostnykh-uud-na-urokie-muzyki (дата обращения: 01.04.2021).

Добавить комментарий