А. Р. Гурина
ФГБОУ ВО МГПУ им. М. Е. Евсевьева
(г. Саранск, Республика Мордовия)
На современном этапе развития образования особую значимость приобретают вопросы формирования универсальных учебных действий, которые заявлены в нормативных документах (ФГОС), в качестве основополагающего компонента обучения и развития растущей личности.
Универсальные учебные действия предполагают направленность познавательной деятельности ребенка на формирование умения самостоятельно приобретать знания, и использовать их в практической деятельности.
Учебные действия – это действия, с помощью которых обучающиеся решают учебные задачи: постановка проблемы, общие или конкретные способы разрешения проблемы, контроль, оценка, коррекция. Учебные действия – основной структурный компонент учебной деятельности.
Универсальные учебные действия (УУД) – базовые способы действий обучающегося и навыков учебной работы, обеспечивающих его возможностью самостоятельно развиваться и совершенствоваться в направлении желаемого социального опыта на протяжении всей жизни [1, с. 17].
В федеральном стандарте общего образования указаны следующие УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Личностные универсальные учебные действия – это действия, включающие личностное самоопределение ребенка, действия нравственно-этического оценивания [1, с. 56].
В их структуру входят знания ребенка о нравственных качествах человека и нравственных нормах поведения, эмоциональное отношение к нравственным ценностям, оценка и анализ поведения в ситуации морального выбора и другое.
Личностные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, и включают в свой состав три вида действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- действие смыслообразования;
- действие нравственно-эстетического оценивания.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, позволяют ориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию.
В музыкальном образовании и воспитании обучающегося личностные универсальные учебные действия интегрируют в себе с одной стороны духовно-нравственный аспект, касающийся ориентации и самоопределения ребенка в системе социальных ценностей, а с другой стороны аспект творческой деятельности, творческих способностей.
С точки зрения предмета «Музыки» личностные универсальные учебные действия – это стремление реализации творческих способностей ученика, готовность выражать и отстаивать свою эстетическую позицию, формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения. Они формируют уважительное отношение к культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями [2].
Формированию личностных универсальных учебных действий, устойчивой положительной мотивации к предмету способствуют: создание атмосферы сотрудничества и творчества через создание ситуации успеха путем выполнения заданий, посильных для всех обучающихся; наличие положительного эмоционального настроя учебного занятия; использование эффектных музыкальных фрагментов в начале урока (список музыкальных произведений именуемый «Эффект Моцарта»), организацию рефлексии, через оценку собственной деятельности и деятельности других, постановку занимательных вопросов («Толстых вопросов», требующих многовариантных ответов – «почему было трудно?», «какие открытия совершили на уроке»).
Формирование личностных универсальных учебных действий активно происходит в процессе игровых ситуаций, предполагающих многопозиционные роли: музыканта, зрителя, критика, ценителя музыки; рассуждений ученика о художественных особенностях музыкальных произведений, в умении обсуждать индивидуальные результаты музыкально- творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, с использованием возможностей цифровых инструментов.
Список использованных источников
- Асмолов, А. Г. Универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Барменская и др. – М. : Просвещение, 2011. – 152 с. – Текст : непосредственный.
- Кудряшова Н. В. Формирование личностных УУД на уроке музыки / Н. В. Кудряшова. Текст : электронный // Копилка уроков – сайт для учителей. – URL: https://kopilkaurokov.ru/muzika/prochee/formirovaniie-lichnostnykh-uud-na-urokie-muzyki (дата обращения: 01.04.2021).