Н. В. Малышева
ФГБОУ ВО МГПУ им. М. Е. Евсевьева
(г. Саранск, Республика Мордовия)
Современные тенденции развития образования ставят перед общеобразовательной школой ряд важнейших задач. Среди них, в первую очередь, необходимость обеспечения органического единства обучения и воспитания с целью повышения качества знаний учащихся. В этих условиях проблема становления интереса приобретает особую значимость, ибо интерес – одно из важнейших условий успешности или не успешности учения ребенка.
Каждый педагог в своей практике сталкивается с такой проблемой, и это заставляет задуматься о путях повышения интереса к учебе у детей, так как невозможно добиться положительных результатов, не зная мотивационной сферы учащихся, ее особенностей, закономерностей.
Формирование интереса к учению входит в круг вопросов воспитания личности. Характерные, часто актуализирующиеся мотивы учения становятся достоянием личности, устойчивыми ее свойствами. Активность, увлеченность, ответственное отношение к труду закладывается уже в школе, в процессе учебной деятельности ребенка. В связи с этим проблема развития, исследования и становление мотивационной сферы учащихся по отношению к учебной деятельности является актуальной.
В музыкальной педагогике вопросы формирования мотивации учения подвергаются в настоящее время обстоятельному рассмотрению, причисляясь к разряду первостепенных по своей значимости. Современными психолого-педагогическими исследованиями доказано, что именно мотивация является важнейшим компонентом, раскрывающим сущность отношения к учебной деятельности.
В психологических исследованиях мотивация рассматривается как многоуровневая система, характеризующаяся рядом понятий (мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения и т. д.) и состоящая из двух основных компонентов: содержательного и динамического. Разработкой проблемы мотивации учения занимались такие известные психологи как Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, М. В. Матюхина и др. Мотивация определяется ими как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность.
В педагогической литературе проблема формирования мотивации к учению, как правило, соотносится с проблемой формирования познавательного интереса, который рассматривается в роли ведущего мотивационного образования и смыслообразующего мотива учебной деятельности. Еще Я. А. Коменский и К. Д. Ушинский занимались разработкой решения проблемы интереса. Позднее исследованиями в данной области активно занималась Г. И. Щукина.
В музыкально-педагогической литературе проблема формирования мотивации к музыкально-познавательной деятельности явилась предметом исследования таких авторов, как П. В. Анисимов, О. А. Апраксина, Д. Б. Кабалевский, Г. И. Цыпин, В. Л. Яконюк и др. Данные исследователи считают, что формирование мотивационной сферы обучающихся определяет, в конечном счете, результат учебно-педагогической деятельности. Подчеркивается, что немаловажное значение имеет также развитие у учащихся личностно-смыслового отношения к занятиям музыкой, адекватного их целям и содержанию.
Слово «интерес» многозначно. Можно интересоваться чем-нибудь и быть заинтересованным в чем-нибудь. Это вещи разные, хотя и бесспорно связанные между собой. Нам может быть интересен человек, в котором мы совсем не заинтересованы, и мы можем в силу тех или иных обстоятельств быть заинтересованы в человеке, который нам совсем не интересен [1, с. 463].
Интерес – форма побуждения к активности со стороны предметно-функциональных мотивов, удовлетворение которых связано не с результатом, а с процессом ориентированной на окружающий мир деятельности [2, с. 143].
В теории обучения интерес рассматривается как условие успешности педагогической работы (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова, Н. Г. Морозова, К. Д. Ушинский, Г. И. Щукина и др.). Ученые отмечают огромное влияние интереса на качество учения, а плохое усвоение знаний напрямую связывают с отсутствием интереса и неумением педагогов его пробудить. Интерес рассматривается как наиболее сильный стимул познавательной деятельности детей.
Музыкальный интерес понимается как реализация музыкальной потребности. В самом общем виде он раскрывается в сознательном выборе произведений для слушания. Музыкальный интерес рождается на основе взаимодействия трех элементов:
– возникновение потребности дает начало сознательной деятельности
учащегося;
– осознание учебного предмета выявляет его ценность, которая, в свою очередь, становится причиной эмоциональной вовлеченности учащегося;
– формирование волевого действия, предпринимаемого для овладения предметом на основе осознания и эмоционального переживания его ценности.
Итак, интерес – это одно из мотивационных образований, побуждающих поведение человека. В психологии интерес понимается как форма побуждения к активности со стороны предметно-функциональных мотивов, удовлетворение которых связано не с результатом, а с процессом ориентированной на окружающий мир деятельности.
Список использованных источников
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000 – 594 с. – Текст : непосредственный.
- Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / сост. А. А. Радугин. – 2-е изд.; испр. и доп. – М. : Центр, 2002. – 255с. – Текст : непосредственный.