ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Н. В. Малышева

ФГБОУ ВО МГПУ им. М. Е. Евсевьева

(г. Саранск, Республика Мордовия)

 

Современные тенденции развития образования ставят перед общеобразовательной школой ряд важнейших задач. Среди них, в первую очередь, необходимость обеспечения органического единства обучения и воспитания с целью повышения качества знаний учащихся. В этих условиях проблема становления интереса приобретает особую значимость, ибо интерес – одно из важнейших условий успешности или не успешности учения ребенка.

Каждый педагог в своей практике сталкивается с такой проблемой, и это заставляет задуматься о путях повышения интереса к учебе у детей, так как невозможно добиться положительных результатов, не зная мотивационной сферы учащихся, ее особенностей, закономерностей.

Формирование интереса к учению входит в круг вопросов воспитания личности. Характерные, часто актуализирующиеся  мотивы учения становятся достоянием личности, устойчивыми ее свойствами. Активность, увлеченность, ответственное отношение к труду закладывается уже в школе, в процессе учебной деятельности ребенка. В связи с этим проблема развития, исследования и становление мотивационной сферы учащихся по отношению к учебной деятельности является актуальной.

В музыкальной педагогике вопросы формирования мотивации учения подвергаются в настоящее время обстоятельному рассмотрению, причисляясь к разряду первостепенных по своей значимости. Современными психолого-педагогическими исследованиями доказано, что именно мотивация является важнейшим компонентом, раскрывающим сущность отношения к учебной деятельности.

В психологических исследованиях мотивация рассматривается как многоуровневая система, характеризующаяся рядом понятий (мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения и т. д.) и состоящая из двух основных компонентов: содержательного и динамического. Разработкой проблемы мотивации учения занимались такие известные психологи как Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, М. В. Матюхина и др. Мотивация определяется ими как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность.

В педагогической литературе проблема формирования мотивации к учению, как правило, соотносится с проблемой формирования познавательного интереса, который рассматривается в роли ведущего мотивационного образования и смыслообразующего мотива учебной деятельности. Еще Я. А. Коменский и К. Д. Ушинский занимались разработкой решения проблемы интереса. Позднее исследованиями в данной области активно занималась Г. И. Щукина.

В музыкально-педагогической литературе проблема формирования мотивации к музыкально-познавательной деятельности явилась предметом исследования таких авторов, как П. В. Анисимов, О. А. Апраксина, Д. Б. Кабалевский, Г. И. Цыпин, В. Л. Яконюк и др. Данные исследователи считают, что формирование мотивационной сферы обучающихся  определяет, в конечном счете, результат учебно-педагогической деятельности. Подчеркивается, что немаловажное значение имеет также развитие у учащихся личностно-смыслового отношения к занятиям музыкой, адекватного их целям и содержанию.

Слово «интерес» многозначно. Можно интересоваться чем-нибудь и быть заинтересованным в чем-нибудь. Это вещи разные, хотя и бесспорно связанные между собой. Нам может быть интересен человек, в котором мы совсем не заинтересованы, и мы можем в силу тех или иных обстоятельств быть заинтересованы в человеке, который нам совсем не интересен [1, с. 463].

Интерес – форма побуждения к активности со стороны предметно-функциональных мотивов, удовлетворение которых связано не с результатом, а с процессом ориентированной на окружающий мир деятельности [2, с. 143].

В теории обучения интерес рассматривается как условие успешности педагогической работы (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова, Н. Г. Морозова, К. Д. Ушинский, Г. И. Щукина и др.). Ученые отмечают огромное влияние интереса на качество учения, а плохое усвоение знаний напрямую связывают с отсутствием интереса и неумением педагогов его пробудить. Интерес рассматривается как наиболее сильный стимул познавательной деятельности детей.

Музыкальный интерес понимается как реализация музыкальной потребности. В самом общем виде он раскрывается в сознательном выборе произведений для слушания. Музыкальный интерес рождается на основе взаимодействия трех элементов:

– возникновение потребности дает начало сознательной деятельности

учащегося;

– осознание учебного предмета выявляет его ценность, которая, в свою очередь, становится причиной эмоциональной вовлеченности учащегося;

– формирование волевого действия, предпринимаемого для овладения предметом на основе осознания и эмоционального переживания его ценности.

Итак, интерес – это одно из мотивационных образований, побуждающих поведение человека. В психологии интерес понимается как форма побуждения к активности со стороны предметно-функциональных мотивов, удовлетворение которых связано не с результатом, а с процессом ориентированной на окружающий мир деятельности.

 

Список использованных источников

 

  • Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000 – 594 с. – Текст : непосредственный.
  1. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / сост. А. А. Радугин. – 2-е изд.; испр. и доп. – М. : Центр, 2002. – 255с. – Текст : непосредственный.

Добавить комментарий