КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

С. В. Щелуканова

ФГБОУ ВО МГПУ им. М. Е. Евсевьева

(г. Саранск, Республика Мордовия)

 

Основной задачей современного школьного образования является формирование социальной активности растущей личности, способность ориентироваться в ситуации жизненной неопределенности, умения кооперироваться, взаимодействовать для управления собственными знаниями. Данная точка зрения актуализирована в нормативных документах современной системы образования, в реализации системно-деятельностного подхода как вектора личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития учащихся. Результатом этого процесса становится наличие сформированной системы личностных, социальных, познавательных и коммуникативных компетентностей, то есть универсальных (метапредметных) действий.

Проблема формирования универсальных учебных действий младших школьников рассматривается в работах многих известных ученых, где представлены различные подходы авторов к данной проблеме (П. Я. Гальперин, Г. А. Цукерман, Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.).

В научных изысканиях авторов представлены разнообразные техники для развития различных сторон ребенка: моторики, внимания, а также других познавательных процессов, но не все они адаптированы к введению ФГОС, что в данный момент крайне необходимо. Поэтому одной из ключевых проблем современной системы обучения младших школьников по-прежнему остается формирование у них универсальных учебных действий [6].

Универсальные учебные действия – это способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса. При этом умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Структурными компонентами и показателями универсальных учебных действий (С. Ф. Анисимов, Г. И. Курган, А. И. Титаренко и др.) являются: наличие знаний (информационный компонент), наличие положительного отношения к осваиваемым знаниям в процессе обучения (мотивационный компонент), умения (действия) использовать знания в познавательной деятельности, общеучебная активность (операциональный компонент). Данные компоненты объединяют как предметные, так и познавательные действия.

Как отмечает известный ученый А. Г. Асмолов, формирование универсальных учебных действий (УУД) происходит в ходе освоения обучающимися различных дисциплин, запланированных учебным планом. При этом в каждом изучаемом предмете и даже в каждой конкретной теме заложены свои особенности формирования УУД в зависимости от содержания и форм организации учебной деятельности [2, с. 67].

Современный исследователь И. М. Осмоловская отмечает, что в процессе обучения ребенок усваивает предметные и познавательные действия. Можно сказать, что учебная деятельность (так же, как и любая другая) включает в себя несколько компонентов – действий, операций, мотивов, задач.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят метапредметный (надпредметный) характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания [4].

Важной составляющей метапредметных универсальных учебных действий являются коммуникативные УУД. Они обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

В структуру коммуникативных действий обучающихся входят:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Сегодня коммуникация, сотрудничество, умение кооперироваться в команды активно проникает во все области школьного образования. Не является исключением и образовательная область «Искусство».

Музыка является уникальным средством коммуникации и могучим средством воспитания. Поэтому, важная  задача учителя музыки заключается в формировании у учеников понимания эмоционального характера музыки, а вместе с этим осознание и осмысление эмоций, чувств своих собственных и окружающих их людей. Музыкальное искусство представляет особый интерес в отношении культурного и социального развития человека, ибо обладает психологическим и психотерапевтическим воздействием на становление личности. В отличие от других видов искусства музыка отличается ассоциативностью, демократизмом и доступностью [3, с. 182].

В диалоге ребенка с искусством формируется внутренняя позиция растущей личности к себе, а потом и к другим людям, к миру в целом. Возможность создания мотивационной включенности, личного эмоционального переживания при общении с музыкой позволяет организовывать разнообразные формы музыкально-творческой деятельности, способствующие развитию коммуникативных навыков школьников [1, с. 228].

Эффективность развития универсальных учебных действий во многом зависит от использования учителем разнообразных видов деятельности. К ним можно отнести музыкально-творческие виды деятельности:  слушание, восприятие музыки; разучивание, исполнение музыкального произведения; музыкально-ритмические движения; игра на детских музыкальных инструментах; импровизация и драматизация детских песен. Также формированию коммуникативных УУД в начальной школе способствуют творческие формы организации музыкального образования – игра, проектная деятельность, участие в концертах, конкурсах, фестивалях, интегрированные уроки.

В научно-методической литературе (С. А. Прохорова, С. И. Дорошенко и другие) также рассматриваются актуальные методы, которые по своему содержанию близки процессу коммуникации – метод моделирования художественно-творческого процесса; метод сочинения и импровизации; метод содержательного анализа произведения; метод отождествления и метод цвет-образ [5].

Выявленный методический инструментарий способствует развитию коммуникативных навыков в музыкальной творческой деятельности школьников, позволяет учащимся научиться взаимодействию со сверстниками и учителем и совместными усилиями решать учебные задачи.

 

Список использованных источников

 

  1. Абдуллин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе / Э. Б. Абдуллин. – Москва : Прометей, 1983.
  2. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – Москва : Просвещение, 2008. – 151 с. :
  3. Зайцева, К. П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности / К. П. Зайцева. – Москва : Начальная школа плюс До и После, 2011. – №4. – С. 78-83.
  4. Копылова, А. В. Технология урока искусства. Книга первая / А. В. Копылова. – Москва : ТачМаркетинг, 2004. – 279 с.
  5. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание школьников / О. П. Радынова. – М. : Издательский центр «Академия», 2000.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
  7. Яндукова, Т. А. Научные подходы к проблеме формирования коммуникативной культуры младших школьников / Т. А. Яндукова. – М. : Вестник СамГУ, 2011. – №1/2. – С. 223-227.

Добавить комментарий