РОЛЬ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ОПЫТА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

УДК 37.013(045)
ББК 74.00

СОКОЛОВА ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА

старший преподаватель, аспирант

кафедра художественного и музыкального образования

кафедра педагогики

Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, yu.n.sokolova@yandex.ru

Ключевые слова: игра, творчество, опыт творческой деятельности, младший школьник.

Аннотация: В статье рассматриваются сущность, особенности и педагогический потенциал игры в формировании опыта творческой деятельности у младших школьников.

CREATIVITY AND CREATION: DEFINITIONS OF CONCEPTS

 SOKOLOVA YULIYA NIKOLAEVNA

senior lecturer, postgraduate

department of Art and Music Education

department of Pedagogy

Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia.

Keywords: play, creativity, experience of creative activity, junior school student.

Annotation: The article deals with the essence, features and pedagogical potential of the game in the formation of the experience of creative activity in primary school students.

 

Важная роль в формировании опыта творческой деятельности у младших школьников принадлежит игре. Она является эффективным средством вовлечения обучающихся в поисково-познавательную творческую деятельность, вызывая существенные изменения их личностных качеств. В игре ребёнок «сочиняет» себя, отношение к своему окружению, «открывает» и познаёт мир. Неслучайно Д. Н. Узнадзе рассматривает игру как своеобразную школу творчества, а Г. Рид называет её универсальным методом обучения.

Игра как предмет изучения привлекала к себе внимание многих исследователей: философов (Л. Витгенштейн, К. Гроос, Г. Спенсер, Ф. Шиллер и др.), психологов (А. Адлер, Л. С. Выготский, Д. Н. Узнадзе, З. Фрейд, Д. Б. Эльконин и др.), педагогов (Ю. П. Азаров, О. С. Газман, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, С. А. Шмаков и др.).

В понимании К. Грооса игра – это предварительное упражнение перед будущей деятельностью «…если развитие приспособлений для дальнейших жизненных задач составляет главную цель нашего детства; то выдающееся место в этой целесообразной связи явлений принадлежит игре, так что мы вполне можем сказать, что мы играем не потому, что мы бываем детьми, но нам именно для того и дано детство, чтобы мы могли играть» [2, с. 193]. Для З. Фрейда игра детей находится под влиянием желания, доминирующего в их возрасте, стать взрослым и делать так, как это делают взрослые. Существом детской игры, с позиции Л. С. Выготского, является «создание мнимой ситуации, известного смыслового поля, которое видоизменяет все поведение ребенка, заставляя его определяться в своих действиях и поступках только мнимой, только мыслимой ситуацией» [1, с. 21]. С точки зрения Ф. Фребеля, в игре заложено развитие в ребёнке присущих ему от рождения инстинктов: преобразовательный («инстинкт труда»), познавательный («инстинкт знания»), творческий («художественный инстинкт») и духовный («религиозный инстинкт»).

На сегодняшний день определений игры чрезвычайно много. В педагогической практике детская игра представлена как исторически возникший вид деятельности, предполагающий воспроизведение детьми действий взрослых и отношений между ними и ориентированной на познание себя и окружающей действительности [5]. Ее основными чертами, по мнению современных учёных (А. Б. Афанасьева, Т. А. Барышева, Е. В. Маевская, В. А. Шекалов и др.), выступают:

  • активный, импровизационный характер (поле творчества);
  • эмоциональная наполняемость, напряженность, состязательность, максимальная включенность и удовлетворенность процессом (эмоциональное поле);
  • необычность, фантазийность, ситуативность, независимость от внешнего пространства (поле условности);
  • существование правил, логичность и последовательность (логическое поле);
  • многовариантность неожиданность результата, отсутствие иерархии, целостность (поле свободы).

В младшем школьном возрасте игры продолжают оставаться одним из ведущих видов деятельности детей. В них сочетаются обучение и творчество, познание и игра, развитие практических навыков, индивидуальных способностей и личностных качеств. Представляя собой синтез имитирующих действительность проблемных ситуаций, игры предоставляют широкое поле для накопления младшими школьниками опыта творческой деятельности. Состязательность в поиске решений проблем и получении результата, командное взаимодействие, эмоциональность и включенность в активную творческую деятельность способствуют развитию умений действовать в изменяющихся условиях, преодолевать трудности, тренируют находчивость, интуицию, смекалку, воображение, снимают барьеры коммуникации, психологически раскрепощая детей и формируя у них субъективный опыт.

В педагогической практике по формированию опыта творческой деятельности у младших школьников используются различные игры: ролевые, сюжетные, деловые, организационно-деятельностные и др. Так, для ролевых игр характерно вариативное распределение и перераспределение ролей среди участников. Сюжетные игры включают заранее разработанный сюжет, разворачивающийся в виде последовательно сменяющихся проблемных ситуаций. Организационно-деятельностные игры подразумевают организацию взаимодействия младших школьников, их совместную мыследеятельность в процессе решения поставленных проблемных задач.

Таким образом, роль игры в формировании опыта творческой деятельности у младших школьников многогранна. Она позволяет активизировать интеллектуально-побуждающие мотивы обучающихся; воссоздать межличностные отношения, построенные на взаимодействии при сотрудничестве с учетом специфики коллектива и решаемых в нем проблем и конкретных ситуаций; создавать проблемность и сложность обучающего материала, включаемого в игровые ситуации.

 

Список использованных источников

 

  1. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 1996. – № 6. – С. 18 – 23.
  2. Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. – М. : Знание, 1991. – 240 с.
  3. Голованова, Н. Ф. Педагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования // Н. Ф. Голованова. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
  4. Загвязинский, В. И. Педагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Загвязинский, И. Н. Емелянова; под ред. В. И. Загвязинского. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с.
  5. Панфилова, А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. П. Панфилова ; под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М. : Изд. центр «Академия», 2006. – 368 с.

Добавить комментарий