МАРКИНА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА
бакалавр, факультета педагогического и художественного образования,
Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия,
Научный консультант КАРПУШИНА ЛАРИСА ПАВЛОВНА
доктор педагогических наук, профессор кафедры художественного и
педагогического образования Мордовский государственный педагогический
университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия
Аннотация: Статья посвящена проблеме развития чувства ритма у младших школьников. В данной статье автором раскрываются педагогические условия, способствующие развитию чувства ритма у младших школьников в ходе исполнения народных песен.
Ключевые слова: чувство ритма, народные песни, младший школьный возраст, педагогические условия.
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF FEELING OF THE RHYTHM IN YOUNGER SCHOOL STUDENTS IN COURSE OF EXECUTION OF FOLK SONGS
MARKINA SVETLANA YUREVNA
undergraduate, faculty of pedagogical and art education
Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia,
KARPUSHINA LARISA PAVLOVNA
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Art and
Pedagogical Education, «Mordovia State Pedagogical University named after M.E.
Evseviev», Saransk, Russia.
Abstract: The article is devoted to the problem of developing a sense of rhythm in younger students. In this article, the author reveals pedagogical conditions that contribute to the development of a sense of rhythm in younger students during the performance of folk songs
Keywords: sense of rhythm, folk songs, junior school age.
В настоящий момент многие педагоги-практики с тревогой замечают существенное снижение уровня развития чувства ритма. Особенно это замечается на этапе начального обучения к школе. Чувство ритма является определенной составляющей эстетического компонента личности, которая формируется и совершенствуется в процессе всего жизненного пути. Чувство ритма, его составляющие неотделимы от художественно-эстетического развития ребенка.
Развитие чувства ритма как педагогическая проблема была рассмотрена многими исследователями в области психологической и педагогической литературы. Так, ритм и его составляющие рассматриваются Т. Б. Тепловым, музыкально-ритмические способности и их совершенствование рассматривается такими авторами, как Д. К. Кирнарская, Н. А. Ветлугиной. Данные исследователи рассматривают особенности развития чувства ритма детей, начиная с дошкольного периода обучения.
Вместе с тем, чувство ритма в трудах данных исследователей рассматривается по-разному. Например, Д. К. Кирнарская определяет чувство ритма как определенную музыкально-двигательную способность, последовательное чередование (звук – движение) моментов в определенном промежутке времени [2].
Вместе с тем, Н. А. Ветлугина в своих работах представляет чувство ритма как способность детей воспринимать музыкальное произведение и определять акцент его мелодичности [1].
Соглашаясь с исследованиями данных авторов, мы под чувством ритма понимаем умение чувствовать и переживать музыку, эмоциональное восприятие выразительности музыкального ритма.
Начальный этап обучения в школе, как правило, называют вершиной детства. Период младшего школьного возраста охватывает возрастной этап от 7 до 12 лет. Психологические состояния, которые были сформированы еще в дошкольный период, на данном этапе претерпевают особенные изменения. Наиболее важной составляющей в условиях данного процесса является смена ведущего вида деятельности, а именно – с игры на учебную деятельность. Меняется и социальная роль ребенка – он становится учеником. В процессе обучения дети получают новые знания, развивается познавательная активность, происходить изменение в сознании ребенка, пересматриваются его жизненные ориентации и ценности [2].
Наиболее важной составляющей в плане развития младшего школьника выступает процесс мышления. Развитию данного процесса в период начального этапа обучения в школе отводится особая роль. Переход к учебной деятельности является своеобразным центром психического развития детей.
Развитие чувства ритма, так или иначе, связан с физиологическими особенностями младших школьников. При этом, на уроках музыки главным условием развития чувства ритма выступает учет психолого-физиологических способностей и индивидуальных возможностей детей.
Одним из главных условий развития чувства ритма у младших школьников выступает использование народного фольклора на уроках музыки. Народный фольклор включает в себя разнообразные песни, потешки, прибаутки, колыбельные, а также народные праздники и другие виды. Так, в ходе народных песен дети слушают и исполняют инструментальные произведения, танцы. Все это, так или иначе, способствует развитию двигательных навыков младших школьников, их направленности на всестороннее развитие ребенка.
На этапе начальной школы используются такие народные песни, как: русские народные («Уж шла лиса по травке», «Во поле береза стояла», «Дон-Дон»), белорусские песни («Перепелочка» и другие).
При этом важно понимать следующее: исполнение народных песен на уроках музыки будет обладать своей эффективностью только при непосредственном интересе и эмоциональном отклике младшего школьника. В контексте же развития чувства ритма в процессе исполнения народных песен, важно также придерживаться ряда педагогических условий. Рассмотрим их наиболее подробно.
При развитии чувства ритма, учителю музыки следует отразить в плане работы данную задачу и выбрать такой репертуар произведений, в которых наиболее ярко отражается ритм, его составляющие (например, учитель в ходе исполнения народных песен может использовать народные музыкальные инструменты).
Одним из важных педагогических условий при развитии чувства ритма на уроках музыки также выступает использование разнообразных форм и методов работы над песенным материалом. Так, учитель музыки может использовать пение без сопровождения на уроках (прежде всего, это простые, и ли короткие народные песни, частушки и прибаутки). Пение без сопровождения способно развивать внутреннее чувства ритма у младших школьников. Помимо этого, применяется и пение с простейшим аккомпанементом (хлопки, притопы, игра на небольших ударных инструментах) – для пульсации ритма, то есть для непосредственного тактильного восприятия младшим школьником.
Также среди методов и приемов работы выделяются игры, направленные на развития чувства ритма. Конечно, в процессе исполнения народных песен могут применяться и народные музыкальные игры (или музыкально-фольклорные), например, хороводы («Пошел козел на базар», «Два веселых братца», «Просо» и другие. Применительны в ходе исполнения народных песен и игры-инсценировки, где используются так называемые ритмические прихлопывания, способствующие созданию в сознании младшего школьника ритмических рисунков.
Развитие чувства ритма должно происходить в позитивной и доброжелательной атмосфере. Поощрение учащихся, создание ситуации успеха способствует мотивации к овладению ритмическими навыками. К тому же, народные песни – неисчерпаемый источник культурного наследия, в процессе которых младший школьник может овладеть чувством ритма. Народные песни обладают ярким фольклорным характером, они неповторимы в своем многообразии.
Еще одним важным педагогическим условием в плане развития чувства ритма в ходе исполнения народных песен выступает контроль за музыкальным развитием учащихся и своевременная коррекция работы на основе результатов наблюдений. В процессе такого мониторинга учитель музыки может узнать, какие трудности присутствуют у младших школьников в овладении чувством ритма, и какую систему работу следует провести в дальнейшем для устранения данных трудностей.
Итак, развитие чувства ритма у младших школьников – неотъемлемая часть образовательного процесса на уроках музыки. При этом, главным условием в данном плане выступает использование народного фольклора. Представленные педагогические условия позволят сформировать у детей устойчивое чувство ритма, которое является основой для дальнейшего музыкального развития.
Список использованных источников
- Ветлугина, Н. А. Музыкальные способности младших школьников : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. А. Ветлугина. – Нижневартовск : Нижневартовский государственный университет, 2020. – 235 с. – ISBN 978–5–00047–224–8. – Текст : непосредственный.
- Кирнарская, Д. К. Условия развития чувства ритма у младших школьников : методическое пособие / Д. К. Кирнарская. – Москва : Сфера, 2013. – 128 с. – Текст : непосредственный.
- Теплов, Т. Б. Избранные психологические труды / Т. Б. Теплов. – Москва : Сфера, 2021. – 300 с. – Текст : непосредственный.