УДК 37(045)
ББК 74.00
Б 316
БАЦУНОВА ИРИНА СЕРГЕЕВНА
студент, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, irusik144@mail.ru
Ключевые слова: восприятие, образное восприятие, творческая деятельность, изобразительное искусство.
Аннотация: В статье представлена обобщенная в процессе теоретического анализа психолого-педагогической литературы информация по проблеме формирования у обучающихся образного восприятия окружающей действительности в процессе творческой деятельности.
FORMATION OF AN IMAGINATIVE PERCEPTION OF THE SURROUNDING REALITY AMONG STUDENTS IN THE PROCESS OF CREATIVE ACTIVITY
BATSUNOVA IRINA SERGEEVNA
student Faculty of Art and Music Education
Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia
Key words: perception, imaginative perception, creative activity, visual art.
Annotation: The article presents information generalized in the process of theoretical analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of forming students’ imaginative perception of the surrounding reality in the process of creative activity.
Художественная педагогика в поиске эффективных средств развития творческой личности выводит на новый уровень задачи формирования у обучающихся образного восприятия, функция которого связана не только с обобщением и динамическим представлением об окружающем мире, но и его творческой интерпретацией в процессе творческой деятельности.
Накопленный эмпирический материал указывает на внимание психолого-педагогического сообщества к проблеме восприятия и оперирования «миром образов», свидетельствующего об особенностях интеллектуального развития человека.
В системе психики человека восприятие (перцепция) занимает важное место, так как позволяет предметы и явления окружающего мира воспринимать целостными, делать элементы человеческого сознания ясными и понимаемыми. Сложнейшие процессы анализаторных нервных связей отвечают за целостность восприятия, в тоже время составляющие окружающего мира воспринимаются дискретно.
Психолого-педагогическое освещение проблема формирования образного восприятия получила в фундаментальных работах Л. С. Выготского, В.С. Кузина.
Восприятие является одной из категорий познавательного процесса и относится к свойствам личности. Характер восприятия определяется рядом закономерностей: предметностью, целостностью, структурностью, константностью, осмысленностью, избирательностью [6]. Восприятие материального существования мира происходит категориями пространства, времени и движения, согласуется с сенсорными системами.
Р. Арнхейм актуализирует в своих исследованиях понятие «визуальное восприятие» и утверждает, что по своей структуре оно представляет чувственный аналог интеллектуального познания [1].
Восприятие в процессе творческой деятельности имеет специфические черты и включает в себя различные психологические особенности. В процессе восприятия окружающей действительности не только отбираются и обобщаются зрительные впечатления, но перерабатываются в сознании в соответствии с индивидуальным видением.
Восприятие во всех своих проявлениях имеет тесную и неразрывную связь с понятием «образ». Понятие «образ» в обобщенном виде понимается как:
внешний вид, облик;
наглядное представление о чем-либо, возникающее в воображении;
форма восприятия действительности, воспроизведение сознанием предметов и явлений окружающего человека мира;
обобщенно художественное восприятие действительности, облеченное в явление конкретного и индивидуальное характера [6].
С позиции психологии основные свойства образа представлены: обобщенностью, фрагментарностью, схематичностью, неустойчивостью.
Обобщенное понимание понятия «образное восприятие» связано с процессом целостного узнавания предметов и явлений внешнего мира, сравнение их с эталонными образцами, установленными сенсорными системами, представлениями. Конечным «продуктом» образного восприятия объекта внешнего мира является ментальный образ этого объекта.
Характер процесса образного восприятия окружающего мира связан с уровнем развития нервной системы, и как следствие с возрастными особенностями. С позиции психологии и педагогики младший возраст характеризуется наибольшим потенциалом в развитии познавательного отношения к миру. Младший школьный возраст характеризуется повышением перцептивных возможностей, которые позволяют воспринимать объекты внешнего мира, обогащаться новыми сенсорными эталонами. Постепенное преобладание учебной деятельности способствует переходу школьников от конкретно-образного мышления к словесно-логическому. Понимание внутренней сути предметов, явлений в их закономерностях и функционировании в младшем возрасте формируется на основе содержательно-теоретическое мышления, которое, по мнению Н.С. Петровой, связано «с появлением интеллектуальной рефлексии, характеризующейся способностью осознавать содержание мыслительной деятельности» [6, с. 121]. Образное восприятие окружающего мира меняет свой характер, который обусловлен понижением образно-чувственного мышления и повышением абстрактно-логического. Это обстоятельство находит свое выражение в характере изобразительного творчества.
Образное восприятие, по мнению В. Ю. Борисова, является основой для чувственного содержания художественно-образного мышления, необходимого для различных видов творческой деятельности [2]. Обращение в творческой деятельности с позиции повышения уровня образного восприятия у детей актуализирует роль искусства. Занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством, по мнению большинства специалистов развивают способности к восприятию окружающего мира, повышают уровень познавательного интереса к культуре и искусству, обладают серьезным влиянием на качество эстетического воспитания. Эстетическая функция искусства формирует представления о красоте мира, выявляет творческий потенциал детей, которые в процессе творческой деятельности создают новый субъективно ценный продукт, основанный на собственных впечатлениях и представлениях о мире.
Художественное творчество характеризуется как специфическая форма чувственного познания мира, которое выражается в пространстве искусства. Принципиальное значение имеет понимание, что с позиции творческой деятельности воспринимаемый предмет или явление внешнего мира претерпевает качественные изменения, и отличается от образа восприятия тем, что может открываться не только чувственно, но и на уровне умственного анализа натуры.
Художественная направленность творческой деятельности на разных возрастных этапах развития личности ребенка, способствует формированию образного мышления. Творческая деятельность на практическом уровне может осуществлять в форме сопряженной друг с другом изобразительной деятельности — непосредственно с натуры, либо – по памяти, либо — по образному представлению.
Художественно-образное восприятие для передачи какого-либо объекта изображения является наиболее сложным психологическим процессом. Благодаря ощущению и восприятию формируется представление, в котором проявляются черты чувственного и рационального познания. В.С. Кузин указывает, что представление состоит из образов предметов и явлений «которые на данный момент не воспринимаются, но которые были восприняты ранее в той или иной комбинации» [5, с. 140 ]. По мнению А. В. Голосай: «Образ-представление не просто воспроизводит перцептивный образ – он синтезирует множество перцептивных образов, позволяя создать целостную «картину» того, что воспринималось по частям» [3, с. 168]. В рассуждениях о модели, полученной при ее восприятии, автор отмечает, что она всегда оказывается недостаточно полной, «без фиксации адекватного образа на изобразительной плоскости» [3, с. 168]. Следовательно, восприятие окружающей действительности с позиции художественно-творческой деятельности должно проходить не само по себе, а в соответствии с условным языком конкретного художественного материала.
С.С. Качаев выделяет когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты в структуре образного восприятия [4]. По его мысли «метод художественного уподобления» выдвинутый Б. М. Неменским и «метод соучастия», сформулированный Б.П. Юсовым наиболее эффективны в практике развития образного восприятия у детей.
Развитие умения видеть «образами» как базовой творческой способности требует применения разнообразных методических подходов. Выделяют несколько аспектов процесса формирования образного восприятия средствами искусства:
развитие навыка анализа художественных произведений;
формирование изобразительной грамоты, основанной на теоретических знаниях, умениях и навыках в области художественной практики;
межпредметность, как форма активизации процесса восприятия.
Общим в различных подходах к развитию художественно-образного восприятия школьников являются такие формы работы на уроке как рисование с натуры и рефлексия в восприятии ученических работ. Большое значение для развития школьников имеет также творческая личность учителя и собственная художественная практика.
Таким образом, проблема формирования образного восприятия окружающего мира связана с процессами образно-чувственного и абстрактно-логического мышления. Для решения вопросов повышения уровня образного восприятия обращение к разноплановой творческой деятельности и искусству в целом, является наиболее продуктивным подходом.
Список использованных источников
- Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. – Москва : Прогресс, 1974. – 392 с. – Текст: непосредственный.
- Борисов В. Ю. Развитие художественно-образного мышления школьников 4-5 классов / В. Ю. Борисов. – Текст: непосредственный // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — — № 125. — С. 176–189. – Текст: непосредственный.
- Голосай, А.В. Формирование образного представления в процессе изобразительной деятельности / А.В. Голосай. – Текст: непосредственный // Культура. Наука. Образование. – С. 167–173.
- Качаев, С.С. Методы развития художественного восприятия у младших подростков на занятиях изобразительным искусством в условиях детской школы искусств / С.С. Качаев.– Текст: непосредственный // Современные тенденции развития фундаментальных и прикладных наук. Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Под ред. С.А. Коньшаковой. – Брянск. – 2018. – С. 98–102.
- Кузин, В.С. Вопросы изобразительного творчества / В. С. Кузин. – Москва : Просвещение, 1971. – 144 с. – Текст: непосредственный.
- Петрова, Н.С. Роль изобразительной деятельности в процессе развития образного восприятия младших школьников / Н.С. Петрова, Н.В. Сырова, Е.К. Зимина. – Текст: электронный // Проблемы современного педагогического образования. — — С. 120–122. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-izobrazitelnoy-deyatelnosti-v-protsesse-razvitiya-obraznogo-vospriyatiya-mladshih-shkolnikov/viewer