МАРКИНА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА
бакалавр, факультета педагогического и художественного образования,
Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия,
Научный консультант: КАРПУШИНА ЛАРИСА ПАВЛОВНА
доктор педагогических наук, профессор кафедры художественного и
педагогического образования Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия
Аннотация: Статья посвящена проблеме развития чувства ритма у младших школьников. В данной статье автором раскрываются особенности формирования чувства ритма у детей начального этапа обучения в школе. Эффективным условием данного процесса выступает исполнение народных песен на уроках музыки.
Ключевые слова: чувство ритма, народные песни, младший школьный возраст.
DEVELOPING A SENSE OF RHYTHM IN YOUNGER STUDENTS DURING THE PERFORMANCE OF FOLK SONGS
MARKINA SVETLANA YUREVNA
undergraduate, faculty of pedagogical and art education
Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia,
KARPUSHINA LARISA PAVLOVNA
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Art and
Pedagogical Education, «Mordovia State Pedagogical University named after M.E.
Evseviev», Saransk, Russia.
Abstract: The article is devoted to the problem of developing a sense of rhythm in younger students. In this article, the author reveals the features of the formation of a sense of rhythm in children at the initial stage of school. An effective condition for this process is the performance of folk songs in music lessons.
Keywords: sense of rhythm, folk songs, junior school age.
В настоящий момент многие педагоги-практики с тревогой замечают существенное снижение уровня развития чувства ритма. Особенно это замечается на этапе начального обучения к школе. Чувство ритма является определенной составляющей эстетического компонента личности, которая формируется и совершенствуется в процессе всего жизненного пути. Чувство ритма, его составляющие неотделимы от художественно-эстетического развития ребенка.
Развитие чувства ритма как педагогическая проблема была рассмотрена многими исследователями в области психологической и педагогической литературы. Так, ритм и его составляющие рассматриваются Т. Б. Тепловым, музыкально-ритмические способности и их совершенствование рассматривается такими авторами, как Д. К. Кирнарская, Н. А. Ветлугиной. Данные исследователи рассматривают особенности развития чувства ритма детей, начиная с дошкольного периода обучения.
Вместе с тем, чувство ритма в трудах данных исследователей рассматривается по-разному. Например, Д. К. Кирнарская определяет чувство ритма как определенную музыкально-двигательную способность, последовательное чередование (звук – движение) моментов в определенном промежутке времени [2].
Вместе с тем, Н. А. Ветлугина в своих работах представляет чувство ритма как способность детей воспринимать музыкальное произведение и определять акцент его мелодичности [1].
Соглашаясь с исследованиями данных авторов, мы под чувством ритма понимаем умение чувствовать и переживать музыку, эмоциональное восприятие выразительности музыкального ритма.
Как мы отметили ранее, развитие чувства ритма находит свое отражение еще в дошкольном возрасте. Начиная с раннего возраста, дети способны слышать ритмичность в музыкальных игрушках, танцевать под музыку, попадая в такт. Со временем, взрослея ребенок способен различать музыкальные инструменты, определять музыкальное настроение. Уже на этапе младшего школьного возраста дети способны различать музыкальный ритм, активно проявляют свои музыкальные вкусы, танцуют, проявляя творческое воображение, музыкальные способности. Младшие школьники с одаренностью в музыкальных способностях, способны воспроизводить музыкальные произведения и ритм, присутствующий в них. На этапе младшего школьного возраста дети отличаются высокой любознательностью, желанием отличиться от других, активной деятельностью, особенно это проявляется в творчестве, в деятельности эстетической направленности.
В процессе обучения, формирование и развитие чувства ритма на этапе начальной школы происходит, прежде всего, на уроках музыки. На уроках музыки младших школьников знакомят с произведениями классики, с музыкальными инструментами. Дети учатся воспринимать музыкальное произведение, «чувствовать» его, мысленно обрисовывая картины, представленные в собственном воображении посредством прослушивания произведения. Помимо этого, младшие школьники знакомятся с видами музыкальных произведений, учатся правильно петь, знакомятся с нотами, и прочее.
Также младшие школьники знакомятся и с народными песнями. Народные песни являются необходимым инструментом в плане развития чувства ритма. Народные песни являются в одно время и культурным наследием, позволяющим проникнуться бытом народа, его традициями, и, в то же время материалом для обучения детей музыкально-ритмическим способностям.
Народные песни, как правило, относятся к детскому фольклору. Их многообразие неисчерпаемо. В течение веков в народе сложились специальные песни для детей: колыбельные, игровые, плясовые.
Издавна народ придает своему песенному творчеству большое
воспитательное значение. Народные песни не только развлекают, но и
обогащают младших школьников новыми впечатлениями, дают им яркие
образы окружающей действительности, учат радоваться добру, сочувствовать
чужой беде, воспитывают чуткое отношение ко всему живому.
Образно-поэтическое мышление народа близко детям младшего
школьного возраста и соответствует их представлениям о жизни природы и
человека. Поэтому ребятам интересны и доступны многие народные песни,
специально дня них не создававшиеся. Они могут слышать их дома и на
улице, от своих сверстников и от взрослых, в кино и по радио.
Младшие школьники приобщаются к народной песне и испытывают на
себе его воздействие с самого детства. Самое главное — удержать интерес
детей к народной песне и фольклору в целом. Народные песни привлекают
школьников своим содержанием, тем, что в них утверждается прекрасное в
жизни природы и в человеческих отношениях и отвергается безобразное.
Эмоциональная насыщенность песенной лексики, обилие ласкательных и
уменьшительных слов, постоянных эпитетов, задушевность тона,
мелодичность вызывают у ребят желание говорить складно, красиво,
развивают чувство ритма. При умелом использовании народные песни
становятся благодарным средством для целенаправленного воздействия на
эмоции и сознание учащихся, для формирования у них четких нравственных
понятий и эстетического отношения к миру.
Знакомясь с разнообразием народных песен, младшие школьники учатся их исполнять. Именно здесь и происходит развитие чувства ритма. Дети учатся исполнять частушки, применяя национальные музыкальные инструменты (например, деревянные ложки). Исполнение народных песен предусматривает эстетическое восприятие, ритмичность и мелодичность песни. К слову, познакомить младших школьников с народными праздниками, а также исполнить их, предоставляют возможность народные праздники. Так, младшие школьники могут исполнять народные песни, выступая на праздниках: «Масленица», «Троица», «Рождество» и другие.
Во всем многообразии школьных праздников наиболее убедительными
будут те, которые ориентированы на существенные стороны народного
праздника в его фольклорной традиции. Во-первых, обязательность
праздника (в народной жизни будни чередовались с праздниками и были
наполнены их ожиданием). Во-вторых, массовость (на праздник собираются
все, и все в нем участвуют).
Итак, развитие чувства ритма как педагогическая проблема является наиболее актуальной для настоящего времени. Уже на этапе младшего школьного возраста дети способны различать музыкальный ритм, активно проявляют свои музыкальные вкусы, танцуют, проявляя творческое воображение, музыкальные способности. Младшие школьники с одаренностью в музыкальных способностях, способны воспроизводить музыкальные произведения и ритм, присутствующий в них. Наиболее эффективным процесс развития чувства ритма у младших школьников происходит в процессе исполнения народных песен.
Список использованных источников
- Ветлугина, Н. А. Музыкальные способности младших школьников : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. А. Ветлугина. – Нижневартовск : Нижневартовский государственный университет, 2020. – 235 с. – ISBN 978–5–00047–224–8. – Текст : непосредственный.
- Кирнарская, Д. К. Условия развития чувства ритма у младших школьников : методическое пособие / Д. К. Кирнарская. – Москва : Сфера, 2013. – 128 с. – Текст : непосредственный.
- Теплов, Т. Б. Избранные психологические труды / Т. Б. Теплов. – Москва : Сфера, 2021. – 300 с. – Текст : непосредственный.