УДК 746.341
ББК 85.12
Бормотова Анастасия Андреевна
студентка факультета художественного и музыкального образования
Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, a7929bormotova@yandex.ru
Ключевые слова: народная вышивка, творчество, творческие способности, искусство, народная культура.
Аннотация: в данной статье рассматривается значение народной вышивки в формировании творческих способностей обучающихся.
FORMATION OF STUDENTS CREATIVE ABILITIES IN THE PROCESS OF EMBROIDERY
Bormotova Anastasia Andreevna
student Faculty of Art and Music Education
Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia
Key words: folk embroidery, creativity, creativity, art, folk culture.
Annotation: This article examines the importance of folk embroidery in the formation of students’ creative abilities.
Актуальность использования вышивки в образовательной практике детских художественных школ обусловлена не только доступностью и привлекательностью этого вида декоративно-прикладного искусства, но и ее значением как средства развития навыков художественного и эстетического восприятия, композиционного мышления, особенно формирования творческих способностей.
Творчество – деятельность одного индивида или целого коллектива, в результате которой создаются уникальные объекты или духовные ценности. Под творчеством подразумевают рисование, лепку, сочинение рассказов, актерское мастерство, пение. Это всё то, где человек может почувствовать свободу фантазии и собственного самовыражения.
Русский философ Николай Бердяев описывает творчество как очищение для человека. Данная деятельность всегда несёт за собой положительный эмоциональный опыт и помогает в самоопределении внутреннего «я» [1]. Благодаря Зигмунду Фрейду была выдвинута психоаналитическая теория творчества, согласно которой в творчестве находят выход переживания и негативные эмоции [4].
В процессе творчества человек развивается интеллектуально, социализируется и раскрывает свои творческие способности. Творческие способности – личное умение человека находить нестандартные решения проблем, придумывать и воплощать в жизнь новые идеи.
Л. Большакова указывает на то, что творческие способности это сложное личностное качество, характеризующееся как:
- высокая интеллектуальная активность;
- проявление фанатизма к делу;
- склонность к самообразованию [3].
Немецкий филолог Эрих Фромм полагал, что в каждом человеке есть врожденные творческие способности [8].
Одарённые дети по мнению доктора психологических наук Алексея Матюшкина имеют следующие личностные черты:
- постоянная мотивация узнавать новое;
- творческая инициативность;
- желание исследовательской деятельности [7].
Творческая заинтересованность в творческой деятельности заметна с детства. В младшем школьном возрасте у ребенка формируется личность, развивается познавательная сфера, повышается интерес к окружающей действительности и появляется желание к овладению новыми навыками и знаниями [2].
Заметив у ребёнка способности к искусству, родителям целесообразно отдать его в детскую художественную школу. Там дети познакомятся с основами рисунка, живописи, лепки, а также узнают про один из древнейших художественных видов декоративно-прикладного искусства как народная вышивка.
Вышивка всегда занимала особое место в быту у многих народов мира. В основном люди украшали вышивкой одежду. Каждый этнос старался запечатлеть в вышивке, орнаментах, замысловатых швах эстетические идеалы, художественный вкусы и культурные ценности, которые формировались на протяжении многих веков. Именно этим вышивка и ценится, ведь по ней можно изучать традиции и историю целого народа.
В традиционной мордовской вышивке популярной является техника вышивки «по счёту ниток». Мордовские мастерицы использовали для вышивки конопляный или льняной холст. Он удобен тем, что был с прямым сплетением нитей, без узоров. В качестве ниток использовалась шерсть, окрашенная в натуральные красители.
Мордовскую вышивку можно отличить по плотно расположенным орнаментальным мотивам, состоящих из сложных розеток, разнообразных вариантов ромба и сетчатых узоров. Мастерицы вдохновлялись растениями, животными, бытовыми явлениями, поэтому у каждого орнамента есть толкование и особое расположении в этом множестве узоров.
Знания и умения народной вышивки передавалось из поколения в поколение, а обучение детей начиналось с 6 лет. Так к замужнему возрасту у девушки в приданном уже имелась вышитая праздничная одежда, несколько скатертей, наволочек, и множество полотенец [6].
В настоящее время народная вышивка до сих пор любима. Данное хобби не только сохраняет народные традиции, развивает творческие способности, улучшает отношения человека к своему труду, но и влияет на психологическое состояние. Монотонные, ритмичные действия способны успокоить тревожащие мысли и на время изолировать из постоянного информационного потока.
Специалист по дошкольному воспитанию Е. А. Флерина Активно выступала за внедрение народного искусства в образовательную программу обучающихся для формирования творческих способностей [9]. Чтобы обучающиеся заинтересовались искусством вышивки, требуется создать благоприятные условия:
- предоставить детям свободу выбора в цвете ниток;
- экспериментировать с узорами и швами;
- опробовать разные техники вышивки;
- хвалить детей за проявление инициативы, творческие открытия и усердие.
Ознакомление детей с данным видом декоративно-прикладного искусства стоит начать с визуальных методик, таких как: наглядные изделия, посещение выставок. Уже в процессе выполнения вышивки дети сталкиваются с такой сложной на первый взгляд системой как иголка и нитка. У обучающихся активно развивается мелкая моторика, а вместе с этим и речь, ведь отдел мозга, отвечающий за движение пальцев, находится рядом с речевым центром. Так же ребенок приобретает такие важные личностные качества как самостоятельность, аккуратность, терпеливость и трудолюбие.
Законченный результат очень важен в воспитании и формировании творческих способностей. Дети воспринимают слова взрослых, как что-то абстрактное и не осязаемое, а когда перед ребенком лежит готовое изделие, то это своего рода стимул к дальнейшим творческим свершениям и способ самовыражения своего таланта [5].
Таким образом, народная вышивка занимает важное место в формировании творческих способностей ребенка. Она развивает воображение, интеллектуальные способности, учит трудолюбию и даёт простор для самореализации личности в будущем.
Список использованных источников
- Бердяев, Н. Б. Творчество и объективация / Н. Бердяев. — М. : T8RUGRAM, 2018. — 300 с.
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
- Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника // Завуч начальной школы. — 2001. — № 2.
- Фрейд 3. Ф. Художник и фантазирование: Пер. с нем. / Под ред. Р. Ф. Додельцева, К. М. Долгова. — М.: Республика, 1995. — 400 с: ил. — (Прошлое и настоящее). ISBN 5—250—02522—6
- Егошина С.Н. Развитие художественного творчества детей средствами вышивки // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. г.Москва. — М.: Буки-Веди, 2015. – С.70-79.
- Мартьянов В.Н. Мордовская народная вышивка / В.Н. Мартьянов. — Саранск : Мордовское книжное издательство, 1991. — 189 с.
- Матюшкин. А. М. Мышление, обучение, творчество / — Москва : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : Изд-во НПО «Модек», 2003 (ФГУП ИПФ Воронеж). — 718, [1] с.; 21 см. — (Психологи Отечества : Издбр. психол. тр. :В 70 т. / Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т).; ISBN 5-89502-327-4 (МПСИ)
- Одаренные дети: Пер. с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого; Предисл. В. М. Слуцкого.— М.: Прогресс, 1991.—376 с.
- Флерина, Е.А. Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях. Элементы обучения в руководстве изобразительным творчеством ребенка // История дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. С.В. Лыков. — М.: Академия, 1999. — С. 458-465.