ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ

УДК 75.047

ББК 85.147.6

 БУЯНОВА КРИСТИНА АЛЕКСАНДРОВНА

студентка факультета педагогического и художественного образования

Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, krista02@yandex.ru

 

Ключевые слова: формирование пространственных представлений, средства художественной выразительности, пейзажная живопись, пленэр, перспектива.

Аннотация: статья посвящена проблеме исследования передачи пространства в пейзажной живописи, соблюдении линейной, воздушно-пространственной перспективы, тона и цвета для обучающихся детской художественной школы.

 

FORMATION OF SPATIAL REPRESENTATIONS AMONG STUDENTS BY MEANS OF LANDSCAPE PAINTING

 BUYANOVA KRISTINA ALEXANDROVNA

is a student of the Faculty of Pedagogical and Art Education

Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia, krista02@yandex.ru

 

Key words: formation of spatial representations, means of artistic expression, landscape painting, plein air, perspective.

Annotation: The article is devoted to the problem of studying the transfer of space in landscape painting, the observance of linear, airy-spatial perspective, tone and color for students of children’s art school.

 

С рождения ребенок познает окружающий мир через творческую деятельность, посредством которой формируются первые представления о форме предметов, их размерах, пропорциях, расположении относительно друг друга и т.д. Формирование пространственных представлений особенно эффективно в условиях целенаправленной педагогической работы на разных этапах развития.

М. М. Семаго и А. С. Сиротюк сошлись во мнении, что овладение ребенком ориентации в пространстве является следствием взаимодополняемых двигательных, зрительных, слуховых аппаратов в процессе его трудовой, изобразительной, игровой деятельностях [4, 5]. Как утверждают психологи, формирование пространственных представлений дошкольника связано, прежде всего, с развитием его мышления и речевого аппарата. Благодаря новым понятиям: влево – вправо, вперед – назад, близко – далеко, вверх – вниз ребенок может воспринимать пространство на новом, более глубоком для него уровне, умея при этом объяснить собеседнику месторасположение предмета в пространстве [7].

Проблемой исследования изображения пространства занимались Н. Н. Волков, В. М. Соколинский, А. А. Рыбкина, Б. В. Раушенбах, А. А. Ковалева и другие деятели. Все они отмечают важность и успешность исследования не только благодаря методологическим и теоретическим знаниям основ рисунка и живописи, но также и во владении психофизиологическими аспектами зрительного восприятия природы. Искусствоведы вместе с профессиональными художниками обозначили основные законы изображения на плоскости, основываясь на уже полученные знания точных наук, психологии, психики, физиологии и т.д. Эта взаимосвязь позволила разработать общепринятые методические рекомендации по обучению передачи пространственности в изобразительной деятельности детей.

Человек воспринимает изображение трехмерного пространства благодаря заслонению предметов друг другом, перспективе, передаче художником объемов на плоскости листа, через это и создается зрительная иллюзия ощущения глубины. Задача формирования навыков передачи пространства является одной из основных, которые ставится в процессе обучения изобразительному искусству в системе дополнительного образования. Наиболее эффективным средством реализации методики обучения передачи пространства на плоскости выступает пейзажная живопись.

Изображение пространства в изобразительном искусстве является наиболее важным навыком. Итальянский ученый и архитектор Леон Баттист Альберти охарактеризовал свойства линейной перспективы, как видимое сокращение предметов по мере их удаления от глаз стоящего на месте наблюдателя. Параллельные линии на плоскости, которые уходят от художника вдаль, всегда сходятся в одной точке на линии горизонта, что подчеркивает их перспективное сокращение и визуальное изменение размеров. Если мы возьмем одинаковые по размеру объекты и одни поставим дальше, а другие ближе, то первые будут выглядеть меньшего размера, потому что находятся от нас на определенном расстоянии, при этом вертикальные линии всегда остаются на месте и не изменяются [6].

Помимо линейной перспективы, существует также и воздушная, которая представляет собой изменение световых и тоновых оттенков предмета, а также размытие его границ по мере удаления данного объекта от взгляда смотрящего. Этой теме уделял особое внимание знаменитый мастер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, который внес огромный вклад в развитие искусства и науки, что в дальнейшем повлияло на понимание изображения пейзажа и пространства другими живописцами. Он много говорил о том, что горы на дальнем плане кажутся синее из-за толщины воздуха, и чем они дальше, тем становятся светлее, а если предмет к нам находится ближе, значит, его нужно изображать темнее и насыщеннее [2].

Среди разновидностей перспектив можно назвать ещё одну – цветовую, которая характеризуется изменением цветовой насыщенности предметов в зависимости от их дальности и глубины в пейзаже. При увеличении расстояния между художником и объектом темные цвета становятся светлее, а светлые чуть темнеют. Характер цветовосприятия соотносится с передачей состояния погоды. Например, для изображения пасмурного дня необходимо использовать серо-коричневые цвета, а солнечные лучи придают всему вокруг золотые и желтые оттенки.

Спецификой задач обучения передачи пространства является получение конкретных навыков, например, научить детей выделению переднего плана за счет яркости и насыщенности, и мягкой, приглушенной передаче дальних мотивов, что будет создавать объем и показывать световоздушное пространство. Необходимыми средствами художественной выразительности являются также понимание цветовых соотношений теплое/холодное. Чем ближе к нам находится предмет, тем он будет теплее, чем дальше – тем холоднее [1].

В детских художественных школах особое место уделяется занятиям на пленэре, где педагог может наглядно продемонстрировать все теоретические аспекты и основы рисования пейзажа на местности. Важно размышлять над особенностями натуры, изучать правильное композиционное расположение деревьев и домов, помнить о стилистике и цветовой гармонии рисунка. Об этом часто упоминал известный педагог изобразительного искусства – В. С. Кузин [3]. Невозможно изобразить каждую деталь, прописать каждую травинку, именно поэтому юному живописцу важно для себя определить, что в его картине будет занимать центральное место, а что второстепенное, стараясь при этом максимально передать характер, пространство и состояние природы.

Важной составляющей при формировании пространственных навыков у обучающихся служит принцип наглядности.  Для этого может использоваться демонстрация педагогом репродукций картин знаменитых художников, анализ художественных пособий, рисунков, этюдов, на которых ученики могут проследить воздушную и линейную перспективы. И. Хоммик в своей статье говорит о важности походов в музеи изобразительных искусств и на выставки пейзажной живописи. Также она отмечает достижения научно-технического прогресса, благодаря которому сегодня мы имеем возможность вместе с учениками посетить любую выставку мира, не выходя из учебного кабинета [8].

Таким образом, знание и применение в художественной практике законов линейной, световоздушной, цветовой перспективы, учет закономерностей цветопластического движения, служит основой формирования пространственных представлений. Пейзажная живопись является наиболее эффективным средством освоения принципов изображения пространства  обучающимися детских художественных школ.

Список использованных источников

 

  1. Белозерова, Д. С. Развитие навыков цветовосприятия в процессе выполнения пейзажа / Д. С. Белозерова, О. А. Бакиева. – Текст : электронный // Педагогический вестник. – 2022. – № 22. – 15-17 с. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48438886 – EDN OYHRZG.
  2. Леонардо да Винчи. Трактат о живописи. – Текст : электронный. – URL: https://profilib.com/kniga/148054/leonardo-da-vinchi-traktat-o-zhivopisi.php (дата обращения: 17.08.2017).
  3. Рыбкина, А. А. Формирование навыков передачи пространства у детей младшего и среднего школьного возраста средствами изображения пейзажа в дополнительном образовании / А. А. Рыбкина – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2020. – 105-111 с. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43059615 – EDN UGHOMI. – Текст : электронный.
  4. Семаго, Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго // – СПб.: Речь, 2005 – 384 с, ISBN 5-9268-0341-1. – Текст : электронный.
  5. Сиротюк, А. С. Закономерности развития пространственных представлений в детском возрасте / А. С. Сиротюк // Кафедра. – 2008. – № 4. – С. 4–8 – Текст : электронный.
  6. Соколинский, В. М. Будущим художникам-педагогам об основах передачи пространства в живописи пейзажа в условиях пленэрного обучения / В. М. Соколинский. – Текст : электронный // Художественное и художественно-педагогическое образование: анализ прошлого, оценка современного и вызовы будущего: Международная научно-практическая конференция, посвященная памяти ученого, педагога, художника — Н. К. Шабанова, Курск, 27–28 апреля 2021 года. – Курск: Курский государственный университет, 2021. – 98-105 с. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46683521 – EDN HSLNIK.
  7. Фатеева, Г. И. Психолого-педагогический подход к развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста / Г. И. Фатеева // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). – Москва : Буки-Веди, 2017. – С. 73-75. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13128/ – Текст : электронный.
  8. Хоммик, И. А. Пейзаж как средство развития художественного восприятия обучающихся / И. А. Хоммик, Е. И. Шешукова. – Текст : электронный // Педагогический вестник. – 2022. – № 22. – 91-93 с. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48438917 – EDN KETMFA.

Добавить комментарий