ПЕВЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ, МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ПЕСКОВА АНАСТАСИЯ ВИТАЛЬЕВНА

бакалавр, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические и методические основы воспитания певческой культуры.

Ключевые слова: певческая установка, звукообразование, вокально-хоровой навык, голос, тембр, дыхание, артикуляция.

PESKOVA ANASTASIA VITALIEVNA

undergraduate, faculty of pedagogical and art education

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia,

SINGING CULTURE: STRUCTURE, COMPONENTS, MECHANISMS OF FORMATION

Annotation: The article discusses the theoretical and methodological foundations of the education of singing culture.

Key words: singing set, sound production, vocal and choral skill, voice, timbre, breathing, articulation.

Если попытаться постичь сущность певческой культуры, то мы выясним, что этот культурный феномен требует больших духовных и физических сил, терпения и взаимопонимания со стороны педагога и его воспитанников для достижения желаемого результата – красивого тембрального звучания, профессионального владения голосом, яркого музыкального впечатления. Актуальным в этом плане является вопрос понимания и истолкования певческой культуры в истории культуры, изучения значимости данного феномена для бытия человечества. В каждую историческую эпоху пение людей отвечает на запросы общества, поэтому понять определенную певческую культуру возможно лишь посредством анализа полной картины жизнедеятельности людей того или иного культурно-исторического периода.

В процессе исследования выяснилось, что, несмотря на частое использование словосочетания «певческая культура», в научной литературе этот термин практически не встречается, чаще в качестве синонимов ему используются термины «вокальная культура» и «вокальное искусство».

Понятие «певческая культура», отождествляемое учеными с терминами «вокальная культура» («вокальное искусство»), включает в себя существование культивируемого идеала звучания, профессиональное обучение вокальному искусству (школу) и наличие профессиональных певчих.

Основы певческой культуры учащегося проявляются через совокупность специфических (интонация, интонирование, музыкальный слух, вокальное интонирование) и общих (интеллектуальный, потребностно-мотивационный, эмоциональный, деятельностный, творческий) составлющих. При всей важности навыков интонирования, которые складываются в повседневной певческой деятельности учащихся, ведущая роль в их формировании и развитии принадлежит воспитанию музыкального слуха и певческого голоса. Музыкальный слух является доминирующим компонентом музыкальных способностей обучаемого и составляет фундамент его певческой культуры.

Современная теория музыкально-слухового воспитания рассматривает интонирование в двух аспектах: как способ осмысления музыки и как один из способов воспитания слуха. Для методологии нашего исследования важны оба эти аспекта, поскольку и воспитание слуха, и осмысление музыки входят в структуру основ певческой культуры учащихся. Ощущение музыкальной высоты и ладовое чувство взаимообусловлены. Это связано с тем, что ощущение музыкальной высоты возникает только при ладовом восприятии звуковысотного движения. Что касается гармонического слуха, то это тот же музыкальный слух, только в отношении к созвучию. Музыкальный слух является главным регулятором и корректором вокального интонирования, и именно ему, в первую очередь, необходимо уделить внимание при формировании основ певческой культуры учащихся [Пушкина Н. Н.]. В решении вопросов по воспитанию музыкального слуха немаловажная роль принадлежит внутреннему слуху, способность которого заключается в том, что прежде чем выполнить какое-то музыкальное задание, необходимо сначала услышать его эталонное звучание. Это говорит о том, что внутренний слух поющего требует постоянного совершенствования. Именно «предслышание» отдельных звуков, интервалов, аккордов позволяет учащимся петь интонационно чисто. «Предслышание» является не только важным компонентом музыкальных способностей, но и является необходимой комплексной связью интеллектуально-психологических моментов. Недостаточное развитие музыкального слуха усложняет управление певческим голосом, а несовершенство интонирования негативно влияет на восприятие музыки обучаемым. Следовательно, наличие музыкального слуха и вокального интонирования наиболее полно определяют конечный результат обучения учащихся, влияет на воспитание основ их певческой культуры.

Процесс формирования основ певческой культуры достаточно сложный и длительный, находится в прямой зависимости от характера умственной, слуховой, интонационной, певческой деятельности учащихся. Процесс формирования певческих навыков строится на правильном представлении об устройстве голосового аппарата; правильной певческой установке; певческом голосе, приемах его развития, правилах интонирования. При этом основная роль принадлежит комплексным знаниям, опирающимся не только на теоретическую информацию и деятельность (теоретические знания), но и развивающийся индивидуальный певческий опыт учащегося. Благодаря знаниям происходит продуктивная реализация чувств, эмоций, интересов. Знание лежат в основе формирования умений и навыков, через которые осуществляется раскрытие творческих способностей. Таким образом, система знаний учащегося является «методической доминантой» его певческой деятельности и необходимым регулятором практических певческих действий. Овладение основным теоретическим и практическим материалом, осведомленность в области вокально-хорового искусства определяет высокий уровень интеллектуального развития учащегося, является обязательным условием воспитания у него основ певческой культуры. Чем больше запас музыкальных знаний и представлений, тем нагляднее проявляются интеллектуальные качества личности.

Формирование основ певческой культуры должно начинаться с реализации требований к уровню знаний о вокально-хоровом искусстве. Вместе с тем, самый высокий уровень знаний не обеспечит сформированности основ певческой культуры учащегося, поскольку остается несформированным ее практическое певческое направление.

Формирование вокально-хоровых навыков происходит в комплексе, что обусловлено тем, что в процессе пения участвует весь организм учащегося и, прежде всего, центральная нервная система и голосообразовательные органы [Нижникова А. Б., c. 413]. Поэтому, когда педагог работает над чистотой интонирования, он обязательно должен заботиться и о звуковедении, артикуляции, сосредоточивать внимание хористов на цепном дыхании и т.д. Механизм формирования вокально-хоровых умений и навыков у учащихся будет функционировать успешнее, если они научатся анализировать, фиксировать изменения, которые происходят в результате совместной исполнительской вокально-хоровой деятельности; сравнивать звучание с собственными слухо-зрительными и пространственными ощущениями [Гавриленко Л.].

Вокально-хоровая работа требует от педагога соответствующей профессиональной компетентности, которая включает: знания особенностей детского голосового аппарата и голосообразования у детей разных возрастных групп; соблюдение гигиенических требований во время пения; соблюдение требований по охране детского голоса; учета индивидуальных возможностей детей; знание механизмов и специфики звукообразования, дикции, дыхания; владения элементами хоровой звучности и методикой работы с детскими голосами и т.д.

 

Список использованных источников

 

  1. Абдуллин, Э. Б. Актуальные проблемы общего музыкального образования / Э. Б. Абдуллин. – Москва : Искусство в школе, 2012. – № 2. – 8-14 с. – Текст : непосредственный.
  2. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. – Москва : ВЛАДОС, 2000. – 336 с. – Текст : непосредственный.
  3. Белобородова, В. К. Развитие музыкального слуха учащихся / В. К. Белобородова. – Москва: 1956. – 136 с. – Текст : непосредственный.
  4. Битус, А. Ф., Певческая азбука ребенка / А. Ф. Битус, С. В. Битус. – Минск : Музыка, 2007. – 96 с. – Текст : непосредственный.
  5. Венгрус, Л. А. Начальное интенсивное хоровое пение / Л. А. Венгрус. – Санкт-Петербург : 2000. – 276 с. – Текст : непосредственный.
  6. Вербов, А. М. Техника постановки голоса. 2-е изд., испр. /  А.  М.  Вербов. – Москва : Лань, Планета музыки, 2016.– 64с. – Текст : непосредственный.
  7. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. – Москва : Музыка, 2003. –362 с. – Текст : непосредственный.
  8. Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе / Л. Г. Дмитриева. – Москва : Просвещение, 2010. – 160 с. – Текст : непосредственный.
  9. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 273 с. – Текст : непосредственный.
  10. Духовно-нравственное воспитание средствами музыкальной культуры : учебно-методическое пособие для образовательных учреждений / под ред. Т. В. Похитайло. – Омск, 2011. – 91 с. – Текст : непосредственный.
  11. Емельянов, В. В. Фонопедический   метод   формирования   певческого голосообразования. Методические  рекомендации  для  учителей  музыки / В. В. Емельянов.  – Новосибирск : Наука, Сиб. отделение, 1991. – 69  с. – Текст : непосредственный.
  12. Емельянов, В. В. Развитие голоса. Координация и тренаж / В.  В.  Емельянов. – Санкт-Петербург : Лань, 2007 . – 192 с. – Текст : непосредственный.
  13. Общая психология / под ред. Петровского А. В. – 3-е изд. – Москва : Просвещение, 1986. – 479 с. – Текст : непосредственный.
  14. Педагогика : курс лекций / Б. Т. Лихачев ; под ред. В. А. Сластенина. – Москва : ВЛАДОС, 2010. – 647 с. – Текст : непосредственный.
  15. Плужников, К. И. Механика пения / К. И. Плужников. – СПб.: «Композитор», 2008. – 84 с. – Текст : непосредственный.
  16. Самарин, В. А. Хороведение: учебное пособие для студентов музыкальных отделений / В. А. Самарин. – 2-е изд., стереотип. – Москва: «Академия», 2002. – 352 с. – Текст : непосредственный.
  17. Соколова, Е. Формирование певческих навыков у детей младшего школьного возраста / Е. Соколова // Искусство в школе, – 2014. – № 2 – с. 19-23. – Текст : непосредственный.
  18. Стулова, Г. П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором / Г. П. Стулова – Москва : Планета музыки, 2014. – 124 с. – Текст : непосредственный.
  19. Торопова, А. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования / А. В. Торопова. – Москва : 2012. – 240 с. – Текст : непосредственный.
  20. Федонюк, В. В. Детский голос. Задачи и методы работы с ним / В. В. Федонюк. – Санкт-Петербург: Союз художников, 2007. – 61 с. – Текст : непосредственный.
  21. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – Москва : Академия, 2007. – 384 с.

 

Добавить комментарий