ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ СОСТАВЛЕНИЯ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ВЫШИВКЕ

УДК 37(045)

ББК 74.00

ГУЛЯЕВА ЕКАТЕРИНА ЕВГЕНЬЕВНА

студент факультета художественного и музыкального образования

Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, katerinkagulyaeva@bk.ru

 Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, композиционное мышление, вышивка, орнамент.

Аннотация: в статье раскрывается формирования обучающимися детских художественных и школ искусств навыки составления орнаментальной композиции в вышивке. Автор анализирует содержание понятия «композиция», выявляет возможности развития композиционных навыков на занятиях вышивкой в детской художественной школе.

FORMATION OF STUDENTS’ SKILLS IN MAKING AN ORNAMENTAL COMPOSITION IN EMBROIDERY

GULYAEVA EKATERINA EVGENIEVNA

 student Faculty of Art and Music Education

Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia

 

Key words: decorative and applied arts, compositional thinking, embroidery, ornament.

Annotation: The article reveals the formation of the skills of making an ornamental composition in embroidery by students of children’s art and art schools. The author analyzes the content of the concept of «composition», identifies the possibilities of developing compositional skills in embroidery classes at a children’s art school.

 

С древнейших времён люди занимались ремеслами из подручных материалов, таких как лозоплетение, бисероплетение, вышивка, керамика и другие. Это дало толчок для развития различных видов искусства. Со временем они стали отражением эпох прошлых веков, по которым современное поколение может видеть быт и культуру их предков.

В современном мире популярно обучение промыслам прошлого. В детских художественных школах (ДХШ) и школах искусств (ДШИ) имеются направления декоративно-прикладного искусства, в рамках которых обучающиеся учеников изучают промыслы прошлого, такие как бисероплетение, мордовская вышивка, резьба по дереву, лепка (гончарное искусство). Это позволяет детям прикоснуться к древним ремеслам и попробовать сделать изделие своими руками.

Особый интерес вызывает традиционная мордовская вышивка. Сегодня она является одним из видов декоративно-прикладного искусства. Техника вышивания проста, но имеет множество секретов и особенностей, выполняется вручную с помощью иглы и разноцветных нитей.

Специфика ее выразительных средств и художественного языка обусловлена совокупностью исторических сложившихся способов создания художественного образа на основе орнамента, характером взаимосвязи с вещью (носителем орнамента). Ее композиционная структура представляет интерес в контексте развития композиционного мышления, так как композиция в большей части состоит из орнамента [4].

Мордовский орнамент — это яркая сила жизнеутверждающего начала, присущая народному мировоззрению. Самобытные орнаментальные композиции чаще всего использовались для украшения одежды, предметов быта. Отличаясь многообразием, точностью и чувством ритма, орнамент выполнял как декоративную, так и смысловую нагрузку, наполненную информацией о мировоззрении, общественных идеалах и ценностях [6].

Орнамент — это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов. Может иметь не только прямой смысл изображения, но и отражать картину мировосприятия, мировоззрения и нести символику, закрепленную многими поколениями. По композиционному строю, орнаменту можно определить принадлежность к определенному коллективу (народу) [6].

В мордовской народной вышивке основой является геометрический орнамента. Изображения птиц и изображения деревьев можно встретить на одежде или полотенцах, которые имели собственную композицию [3].

«Композиция – это художественная форма произведения искусства, определяющая его восприятие, характеризующаяся целостностью, единством всех составляющих элементов, смысловой законченностью» [7].

Мышление, которое отвечает за построение композиции называют композиционным мышлением. Е.С. Огорова определяет композиционное мышление как процесс, направленный на заполнение определённого пространства (холст, ткань и т.д.) с использованием средств изобразительного или декоративно-прикладного искусства [5].

И.В. Кочиева подходит к обучению детей вышивке системно, начиная от рассказов об орнаменте и его символике переходя к стадии выполнения наработки практических навыков выполняя от простых стежков переходя к более сложным произведениям. За время обучения у них развивается композиционное мышление и развиваются практические навыки выполнения произведения [2].

Изучая программы детских художественных школ можно заметить, что происходит обучения детей в отделениях прикладного отделения таким же способом. В начале обучения они учатся делать простые счетные швы (крестик, косичка, козлик) которые показывает педагог. Они удобнее тем что дети выполняют её на канве и удобнее отсчитывать нити. После чего они переходят к орнаментам. Орнаменты предоставляются или педагогом, или ищутся в книгах. После чего дети рисуют на миллиметровке и переносят на канву, развивая навыки в составлении орнаментальной композиции.

Сборник по орнаментам мордовской культуры собран А. Гейкелем. В своей монографии он охарактеризовал орнамент, форму и характер рисунков, дал название знакам декора [6].

Во время обучения дети посещают выставки, смотрят на работы старших классов и выпускников, изучают орнаменты в книгах который предлагает педагог. Всё это помогает детям формировать навыки в составлении орнаментальной композиции и композиционную грамоту.

Композиционная грамота не является сводом правил, которые универсальные для выполнения всех работ. Оно лишь помогает в составлении композиции. Способы композиционной выразительности должны осваиваться ребёнком под руководством педагога в серии выполнения серии творческих работ [1].

За время обучения дети создают простые салфетки, игольницы переходя в начале обучения (1-2 классы детских художественных школ) на которых пробуют делать свои первые счётные швы и первые орнаменты. И переходят к сложным произведениям: полотенцам, панно, скатерти, на которых они уже самостоятельно пробуют создавать схемы для последующего выполнения в материале.

Таким образом, изучая традиционную мордовскую вышивку обучающиеся детских художественных школ знакомятся с самобытностью мордовского народа, изучают систематику орнаментов, получают композиционные навыки в составлении орнаментальной композиции.

 

Список использованных источников

  1. Игнатьев, С. Е. Развитие композиционного мышления младших школьников на занятиях изобразительным искусством / С. Е. Игнатьев, П. Н. Кандыбей. – Текст: непосредственный // Вестник МГПУ. Серия: педагогика и психология. – 2013. – Т. 1. – № 4 (26). – С. 77–94.
  2. Кочиева, И. В. Декоративно-прикладного искусства для детей школьного возраста / И. В. Кочиева. – Текст: непосредственный // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2018. – Т. 1.– С. 226–228.
  3. Мартьянов, В. Н. Мордовская народная вышивка / В. Н. Мартьянов. – Текст: непосредственный //Саранск: Мордов. Кн. Изд-во. – 1991. – с. 116.
  4. Матвеева,Н. В. Изучение и творческая интерпретация мордовской вышивки в учебной деятельности студента-бакалавра / Н. В. Матвеева. – Текст: непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – Т. 1.  – № 76-4. – С. 205–209.
  5. Огорова, Е. С. Развитие композиционного мышления у старших школьников на уроках изобразительного искусства / Е. С. Огорова. – Текст: непосредственный // Современные тенденции творческого образования в сфере искусства и культуры. – 2023. – Т. 1. – № 1. – С. 729–733.
  6. Чикарова, О. В. Самобытность орнамента мордовской вышивки / О. В. Чикарова. – Текст: непосредственный // Богатство финно-угорских народов. – 2018. – Т. 1. – С. 305–307.
  7. Шубина, Е. А. Особенности развития композиционного мышления детей младшего школьного возраста графическими средствами / Е. А. Шубина. – Текст: непосредственный // Образование и наука в современных условиях. – 2015. – Т. 1. – № 4(5). – С. 135–139.

 

Добавить комментарий