УДК 7.023.1-035.4
ББК 85.125.9
КОННОВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА
студент факультета художественного и музыкального образования
Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, k_natalya1410@mail.ru
Ключевые слова: формирование практических навыков, обработка материалов, обработка бумаги, младший школьный возраст, искусство.
Аннотация: В статье представлена обобщенная в процессе теоретического анализа педагогической литературы информация по формированию практических навыков младших школьников в процессе художественной обработки материалов.
FORMATION OF PRACTICAL SKILLS OF JUNIOR SCHOOL CHILDREN IN THE PROCESS OF ARTISTIC PROCESSING OF MATERIALS
Konnova Natalia Viktorovna
student Faculty of Art and Music Education
Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia
Key words: formation of practical skills, materials processing, paper processing, primary school age, art.
Annotation: The article presents information generalized in the process of theoretical analysis of pedagogical literature on the formation of practical skills of primary schoolchildren in the process of artistic processing of materials.
Творчество довольно крепко вошло в жизнь каждого человека, где играет довольно важную роль в самых различных сферах. Учеными было выяснено, что если убрать из школьной программы предметы художественной направленности, то через некоторое время мы вырастим поколение грамотных, образованных, но бесчувственных и безэмоциональных людей. Поэтому, важный период для формирования творческого процесса – школьные годы.
За это время важно правильно подойти к формированию творчества младших школьников. Художественная обработка бумаги является одним из эффективных средств, которые можно использовать для решения важных задач современного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт нового, третьего поколения в задачах на уроках технологии выделяет значимость развития художественных способностей [8].
Формирование творческой личности — одна из актуальных задач современной системы образования, где педагоги рассматривают разные аспекты этой проблемы. Одним из средств формирования творческих способностей является художественная обработка бумаги [4].
Бумага — это листовой материал, состоящий из размолотых растительных волокон, удерживающихся между собой силами сцепления.
Художественная обработка бумаги – вид современного декоративно — прикладного искусства, который активно используется как в учебной, так и в творческой деятельности. Он имеет ряд положительных качеств, к которым, прежде всего, относится его влияние на развитие и воспитание личности обучающегося. Так в процессе освоения работы с бумагой происходит развитие логического и пространственного мышления. Стимулируется работа координации, мелкой моторики, зрительной памяти, творческих способностей, воображения. При этом, изучение объектов художественно — творческой деятельности, разработка новых и их выполнение из бумаги является не только предметом освоения нового для обучающихся, но и одновременно средством воспитания [6].
Бумага, один из наиболее распространенных материалов, играет важную роль в художественном творчестве. Ее отличительные особенности и разнообразные свойства предлагают множество возможностей для выражения и воплощения творческих идей.
Во-первых, бумага является чистым и нейтральным материалом, что делает ее идеальной подложкой для различных видов искусства. Она способна отображать цвета и текстуры с удивительной точностью, что позволяет художникам воплотить свои визуальные представления на поверхности бумаги.
Кроме того, бумага обладает разной плотностью и текстурой, что позволяет выбрать материал, наиболее подходящий для конкретной художественной техники. Тонкая бумага обычно используется для акварели и графики, в то время как грубая и плотная бумага подходит для акриловых и масляных красок.
Также стоит отметить, что бумага легко подвергается различным видам обработки и манипуляций. Она оказывается под сильным воздействием кисти или пера и может быть скомкана, скреплена или вырезана для создания текстурных элементов в художественных работах. Благодаря своей гибкости, бумага позволяет художникам экспериментировать с различными техниками и создавать уникальные материалы [2].
Бумага также обладает долговечностью, особенно если выбраны качественные и безкислотные виды. Это позволяет сохранить искусство на долгие годы без ухудшения состояния или выцветания цветов. Будь то картины, рисунки или коллажи, бумага является надежным и долговечным материалом для сохранения художественных произведений.
Поэтому, как отмечала Г. А. Алексеева, бумага остается важным и неотъемлемым компонентом художественной работы. Ее уникальные свойства и возможности предоставляют художникам широкий спектр возможностей для творчества и самореализации. Независимо от техники или стиля, использование бумаги в искусстве продолжает быть актуальным и востребованным [1].
Особое значение имеет художественно — творческая деятельность по освоению «бумажного искусства» в детском возрасте. Как известно из психологии, личность развивается в процессе деятельности. Процессы развития следуют за процессами обучения, создающего зоны ближайшего развития [3, с.325]. Поэтому, планируя и осуществляя обучение детей художественной обработке бумаги, мы тем самым создаем условия для их развития.
Так как бумага является общедоступной, с большим выбором, которая подразумевает различные варианты её использования, она подходит для безопасного освоения художественной обработки в бумажном творчестве у младших школьников в процессе обучения. Карпова Н. В. утверждала что, с помощью нее получится как самостоятельно, так в дополнительном и основном школьном образовании развивать творческий потенциал младших школьников [5].
На протяжении веков бумага была неотъемлемым атрибутом нашей культуры. Она стала символом передачи знаний и идей от поколения к поколению. Но бумага не должна оставаться лишь плоским и безжизненным материалом. Поэтому художники и ремесленники уже давно нашли способы превратить обычную бумагу в произведение искусства. Эти навыки и приемы художественной обработки бумаги теперь доступны каждому, кто стремится добавить уникальности и выразительности своим творческим работам.
В современной начальной школе уроки технологии играют важную роль в развитии творческого потенциала учеников. Одной из основных составляющих таких занятий является работа с бумагой. Бумага – универсальный материал, который позволяет ребятам развивать моторику рук, воображение и способности к самовыражению.
Прежде чем начать работу с бумагой, учитель должен познакомить своих учеников с основными инструментами для работы с ней [7]. Одним из наиболее популярных инструментов является ножницы. В начальной школе часто используются специальные ножницы с закругленными наконечниками, чтобы избежать возможных травм. Эти ножницы обладают легкими рукоятками, позволяющими детям комфортно держать их и без особых усилий выполнять разрезы по бумаге.
Другим неотъемлемым инструментом для работы с бумагой является клей. Ребята учатся наносить клей на нужные части бумаги и аккуратно склеивать их. Для начальной школы рекомендуется использовать клей-карандаши или жидкий клей с тонким наконечником, который облегчает контроль нанесения клея на поверхность бумаги.
А теперь давайте рассмотрим способы обработки бумаги на уроках технологии. Один из основных способов – это изготовление различных поделок методом оригами. Оригами – это японское искусство складывания бумаги. Ребята учатся следовать инструкциям и создавать различные формы и фигуры, начиная с простых животных и заканчивая сложными композициями. Этот способ требует внимательности и точности, а также разбирается учеников различными техниками складывания.
Еще одним способом работы с бумагой является создание коллажей. Ученики учатся обрезать бумагу разной формы и применять ее для создания разнообразных композиций на картоне или другой основе. Коллажи могут быть созданы в различных тематиках, от природы и животных до абстрактных композиций. В процессе создания коллажей, ученики развивают свое воображение и чувство пропорции и цвета [9].
Таким образом, работа с бумагой на уроках технологии в начальной школе является важным и интересным занятием, которое способствует развитию творческого мышления и моторики учеников. Благодаря использованию нужных инструментов и освоению различных способов обработки бумаги, дети могут создавать красивые поделки и раскрыть свой творческий потенциал.
В современном мире, где цифровые технологии занимают все большее пространство, бумага остается незаменимым материалом в повседневной жизни. Она используется в различных сферах деятельности, включая образование. На уроках технологии в начальной школе, учителя имеют возможность ознакомить детей с разнообразными способами обработки бумаги, развивая при этом их творческие и умственные способности.
Одним из основных способов обработки бумаги на уроках технологии является складывание. Дети учатся делать различные элементы из бумаги, такие как лодочки, самолетики, журавли и другие оригами. Это упражнение помогает развивать мелкую моторику, координацию движений рук и воображение. Кроме того, складывание бумажных фигурок помогает детям развить математическое мышление и логику, так как для создания каждой фигурки требуется соблюдать определенные действия и последовательность.
Таким образом, приемы художественной обработки бумаги предлагают бесконечное множество возможностей для творчества. Они позволяют каждому создать уникальные и оригинальные произведения искусства с помощью обычного материала. Бумага перестает быть просто поверхностью для записи и становится изображением сама по себе. Используя эти приемы, можно раскрыть свой потенциал и развить свои художественные навыки, создавая что-то поистине удивительное.
Список использованных источников
- Алексеева, Г. А. Особенности обучения на уроках технологии начальной школе / Г.А. Алексеева // Педагогика. – 2014. – №2. – С. 52-56.
- Бондарева, Н. Д., Миначева P. M. Начальная школа. Трудовое обучение / Бондарева, Н. Д., Миначева P. M./ Ученый XXI века — №4, 2014. С. 17-86.
- Давидчук, А. Н. Обучение и игра: Метод. пособие / А. Н. Давидчук. – М. : Мозаика-Синтез, 2013. – 168 с.
- Дубровина И. В. и др. Психология: учебник для студентов средних педагогических учебных заведений / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной, — М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.
- Карпова, Н. В. Достижения учащихся в технологическом обучении как результат образовательной деятельности / Н. В. Карпова. – Оренбург: Издательство ООИУУ, 2014. – 112 с.
- Рожнев Я. М. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских / Рожнев Я. М. / — М.: 2001. С. 214-219.
- Трегубенко, Б. Н. Трудовое обучение (1-4 классы) / Б. Н. Трегубенко. – Волгоград: Учитель, 2015. – 225 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт : [утвержден Министерством просвещения РФ 1 сентября 2022 г.]. – Текст : электронный // ФГОС : официальный сайт. URL: https://fgos.ru.
- Федорчук, Е. Н. Уроки технологии / Е. Н. Федорчук. – М.: Академия, 2016. – 245 с.