К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ МОРДОВСКОЙ ВЫШИВКИ

УДК 745/749

ББК 37.248.2

ЛЕОНТЬЕВА АНАСТАСИЯ СЕРГЕЕВНА

студентка факультета педагогического и художественного образования

Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, anastasialeo2016@mail.ru

 

Ключевые слова: творчество, творческое воображение, мордовская вышивка, система дополнительного образования.

Аннотация: В данной статье рассмотрены понятия «творческое воображение» и «мордовская вышивка». В работе выделяется, что творческое воображение является важной частью для полноценного развития личности. В системе декоративно-прикладного искусства выделяется мордовская вышивка, благодаря которой можно развивать творческое воображение, а тем самым эмоционально целостную личность. В работе выделяется важность мордовской вышивки в деятельности детей, ведь именно благодаря ей есть возможность развивать творческое воображение.  На основе исследования в статье были составлены рекомендации по развитию творческого воображения посредством мордовской вышивки в системе дополнительного образования.

 

DEVELOPMENT OF CREATIVE IMAGINATION OF STUDENTS THROUGH MORDOVAN EMBROIDERY

Leonteva Anastasia Sergeevna

student Faculty of Art and Music Education

Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia

 

Key words: creativity, creative imagination, Mordovian embroidery, additional education system.

Annotation: This article discusses the concepts of “creative imagination” and “Mordovian embroidery”. The work highlights that creative imagination is an important part for the full development of personality. In the system of decorative and applied arts, Mordovian embroidery stands out, thanks to which it is possible to develop creative imagination, and thereby an emotionally integral personality. The work highlights the importance of Mordovian embroidery in children’s activities, because it is thanks to it that it is possible to develop creative imagination. Based on the research, the article made recommendations for the development of creative imagination through Mordovian embroidery in the additional education system.

 

Творчество окружает человека повсюду. Благодаря творчеству человек развивается как полноценная личность. Воображение в свою очередь помогает наиболее качественно воспринимать творчество и участвовать в создании творческих продуктов.

Само понятие творческое воображение обширно рассматривается во многих человеческих сферах – педагогика, психология, социология.

Творческое воображение – это творение, путем творческой деятельности, новых образов. Результат такой работы позволяет создать индивидуальные и творческие продукты.  Создание новых образов это сложный, порой длительный процесс. Творческое воображение принимает участие в практически всех видах творческой деятельности, но именно в искусстве оно играет наиважнейшую роль. Сама суть искусства – создание новых образов, воплощение в реальность возникающих в голове
замыслов [3].

Рассмотрев труды М. С. Михалевой, C. C. Антипова [1], [4] было определено, что творческое воображение – это процесс, при котором создаются новые, индивидуальные образы, которые позволяют смотреть на мир целостно.

Творческое воображение, как и другие категории мышления, имеет свои особенности:

  • оно может проявлять как от усилия человека, так и независимо от человеческого сознания;
  • благодаря творческому воображению человек создает в своем сознании новые образы, элементы, отражающие его восприятие мира, на основе собственных впечатлений;
  • воображение можно считать врожденным, но его можно улучшать в будущем;
  • понятия воображения и творчество схожи в своем развитии и приемах действий.

Как указывал С. Л. Рубинштейн, сила творческого воображения отражается не в мастерстве и реализме созданного продукта, а больше в способностях преобразовывать окружающую его реальность. Особенность творческого воображения в том, что посредством образов, преображения действительности решается та или иная проблема [7].

Творческое воображение важный и значимый компонент в развитии личности ребенка, которое необходимо развивать. Если не заниматься развитием творческого воображения, то можно заметить стагнацию развития самой личности ребенка. Это может привести к тому, что ребенок утратит потребность в искусстве, а ведь искусство закладывает важные эмоционально-ценностные установки в личность [5].

Таким образом, можно отметить, что если не развивать творческое воображение, то ребенок теряет интерес к творчеству, что приводит к деградации эмоциональной и психологической стороны личности.

Для того чтобы развивать творческое воображение есть много методов, среди которых декоративно-прикладное творчество.  Декоративно-прикладное творчество является хорошим подспорьем для развития творческих способностей, мышления, воображения. Как отмечает С. Н. Егошина с помощью ДПТ происходит сохранение традиций, прикладная направленность способствует развитию трудовых навыкав, а эстетическая составляющая влияет на формирование художественного вкуса. Кроме того, закладываются основы эмоционально-ценностного восприятия искусства.  Художественная вышивка как вид декоративно-прикладного искусства развивает правое полушарие мозга, успокаивает и воспитывает уважительное отношение к труду и истории своего края [2]. Благодаря этому у ребенка набирается хороший опыт взаимодействия с окружающим миром, что способствует развитию творческого воображения.

Народная вышивка – вид творчества, сохраняющий свою актуальность по сей день, при этом имеет богатую историю. Для каждого народа были характерны украшение одежд вышивкой, с характерными элементами и цветами. Каждый мастер соединял в своих работах различные элементы, придумывая все более новые и индивидуальные композиции [8].

Говоря о мордовской вышивке можно выделить, что на данный момент возвращается тенденция сохранения этнокультурного наследия. Проводятся выставки, показы, где отражается красота и важность мордовской вышивки.  Это может расширить методику работы с детьми по развитию творческого воображения через вышивку, благодаря наглядным материалам и знакомством с творчеством земляков.

Мордовская вышивка богата различными элементами, при этом она имеет геометрический характер, способствующий боле ясному пониманию ее структуры и композиционных связей. При этом разнообразие техники вышивания дает широкую вариативность выбора, и позволяет   развиваться в любом, более интересном для ребенка, направлении.

Как было сказано выше, в мордовской вышивке много геометрических фигур, из этого следует, что  детям проще понять, как они устроены, так как знают их из уроков математики (основные из них квадрат, ромб, прямоугольник). Чтобы получить композиционно интересные фрагменты можно использовать различные приемы:

  • геометрические фигуры совмещать друг с другом, образуя новые элементы;
  • зацикливать полученные элементы в орнаментальные композиции;
  • преобразовывать реальные объекты, создавая схему на основе геометризации;
  • создавать новые элементы на основе уже готовых, собранных в сборниках, так дети с помощью анализа смогут преобразовать уже известные элементы на новый лад.

В ходе такой работы дети затрагивают различные аналитические аспекты, синтезируют, сравнивают, пытаются преобразовать полученный ранее опыт взаимодействия с окружающим миром.

Благодаря разбору основные композиционных решений, созданию на их основе новых элементов происходит развитие ребенка как креативной личности с богатым творческим воображением.

Мордовская вышивка может помочь детям не останавливать развитие творческого воображения. На данный момент в системе дополнительного образования есть уроки, посвященные вышивке, где дети учатся обращаться с материалом, изучают основы вышивания. Исходя их этого, на основе изученных компонентов предлагаются методические рекомендации по успешному развитию творческого мышления посредством мордовской вышивки в системе дополнительного образования.

  1. Необходимо углублять знания учащихся об особенностях мордовской вышивке, об основных элементах, цветах используемых в вышивке.
  2. Через творчество, в первую очередь, земляков знакомить детей с богатством мордовской культуры, но и не забывать показывать, насколько востребована рукодельная работа в других регионах и других странах.
  3. На основе сравнения вышивки близлежащих регионов рассказывать об особенностях вышивки. Благодаря методу сравнения дети быстрее смогут запомнить элементы и самой мордовской вышивки и элементов других вышивок, что будет развивать их память и мыслительные процессы, которые помогут создавать собственные элементы.
  4. Необходимо давать ребенку свободу. Мы привыкли, что есть определенные элементы, которые дети учатся вышивать, но для того, чтобы творческое воображение развивалось нужно позволять ребенку самому усложнять/упрощать элементы, создавать на их основе свои новые элементы.
  5. Необходимо творчество. С помощью вышивки можно показать свое представление о культуре мордовского края. К примеру, создание сборное панно, где каждый выразит свое представление о Мордовии, о традициях, об ассоциациях с родным краем.
  6. Проводить различные упражнения по схематизации реального мира. Мордовская вышивка по большей части состоит из геометрических фигур, и для того, чтобы детское творческое воображение развивалось будут полезны задания, где ребенок будет выстраивать реальные цветы, людей, предметы быта через геометрические фигуры.

Таким образом, творческое воображение важный компонент для целостного развития личности. Мордовская вышивка является хорошим подспорьем для развития творческого воображения детей. Она помогает развивать мыслительный процесс, различные упражнения по вышивке способствуют развитию навыков анализа и синтеза. Работая с мордовской вышивкой, ребенок получает опыт взаимодействия с окружающей действительностью, который помогает ребенку расширять и развивать творческое воображение. На основе изученных материалов и рекомендаций,  можно утверждать, что мордовская вышивка является одним из привлекательных и доступных средств развития творческого воображения детей.

 

Список использованной литературы

 

  1. Антипов, С. С. Воображение как свойство человека /
    С. С. Антипов. – Текст : электронный // Философская школа. – – № 5. С 83-94. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voobrazhenie-kak-svoystvo-cheloveka.
  2. Егошина, С. Н. Развитие художественного творчества детей средствами вышивки / С. Н. Егошина. – Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). – Москва : Буки-Веди, 2015. – С. 70-79. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8961/
  3. Емелина, Н.Ф Развитие творческого воображения, как неотъемлемая часть воспитания музыканта / Н.Ф Емелина, Т. В. Леус – Текст – электронный // Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская музыкальная школа № 12. – URL: https://dmsh12.srt.muzkult.ru/metod_1
  4. Михалева, М. С. Творческое воображение как предмет исследования / М. С. Михалева. – Текст : электронный // Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. – URL: https://www.tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2023/lichn_i_prof_razv_bud_special/8/Mihaleva.pdf/
  5. Морозова, О. В. Творческое воображение в младшем школьном возрасте / О. В. Морозова. – Текст – электронный // Инновации в науке. – 2013 № 20. – С. 71-77 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskoe-voobrazhenie-v-mladshem-shkolnom-vozraste
  6. Официальный портал органов государственной власти Республики Мордовия – Текст : электронный // Глава : официальный сайт. URL: https://e-mordovia.ru/glava-rm/novosti/vladimir-putin-vspomnil-krasotu-mordovskogo-kostyuma/
  7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. – Текст – электронный // Психология – URL: https://azps.ru/hrest/28/4846617.html
  8. Хайбуллина, Т. И. Изучение вышивки мордовского и марийского народов как средство формирования эстетического вкуса школьников / Т. И. Хайбуллина // Сборник материалов Международного саммита по культуре и образованию, посвященного 50-летию Казанского государственного института культуры : Материалы научно-практических конференций, Казань, 16–18 октября 2019 года. Том Часть 2. – Казань: Казанский государственный институт культуры, 2019. – С. 143-148.

Добавить комментарий