ДИЗАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

УДК 74.01/.09

ББК 85.19

ШВЕДКОВ АРТЁМ КОНСТАНТИНОВИЧ

студент факультета педагогического и художественного образования

Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, swede2001@mail.ru

 

Ключевые слова: дизайн, компьютерная графика, образование, обучающиеся, развитие.

Аннотация: В данной теме рассматривается дизайн-деятельность в образовательном пространстве как способ формирования высокого уровня информационной и цифровой культуры обучающегося.

 

DESIGN ACTIVITIES IN THE EDUCATIONAL SPACE

 Shvedkov Artyom Konstantinovich

student Faculty of Pedagogy and Art

Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia

 

Key words: design, computer graphics, education, students, development.

Annotation: The article examines design activities in the educational space as a way to form a high level of information and digital culture of the student.

 

Постоянно расширяющееся образовательное пространство повышает значение дизайн-деятельности и выводит ее на уровень эффективного средства воспитания «грамотного пользователя» мира вещей и «обитателя» социокультурной среды. По мнению И. А. Лыковой: «Дизайн-деятельность на всех уровнях образовательной системы и развития (воспитание, исполнительство, творчество) организуется как вхождение ребенка в общечеловеческую культуру» [2, с. 102]. Содержание образовательного контента на основе средств дизайн-образования раскрывается в процессе открытия мира обучающимися посредством не только чувственных ощущений и эмоциональных реакций, но и активной творческой деятельности [3]. Таким образом, у обучающихся формируется эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Компьютерная графика синтезирует в себе художественное и техническое начало, заложенное в дизайнерском творчестве. Обращение к компьютерной графике как объекту обучения связано с современными трендами цифровизации и с ее широкими возможностями развития художественно-творческого и дизайнерского потенциала обучающихся.

Компьютерная графика способствует развитию многих психолого-педагогических аспектов личности обучающегося, среди которых творческие способности являются одной из основных категорий. Их развитие средствами дизайнерского творчества и компьютерной графики связано прежде всего с непосредственно практической деятельностью. Практическая деятельность характеризуется множеством компонентов, среди которых можно выделить: мотивацию, уровень потребностей и интереса к творчеству, эмоциональное восприятие результатов творческого процесса, поиск нестандартных решений, нацеленность на анализ результата, индивидуальные особенности обучающегося и т.д.

Практический опыт создания художественно-творческих работ является основой развития художественно-творческого потенциала обучающихся. По общепринятому мнению, к основным показателям художественно-творческого развития обучающихся относятся:

  • общий уровень эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;
  • имеющийся практический опыт в области искусства;
  • способность к созданию художественных образов и авторских композиций;
  • навыки в области работы с материалами и материального воплощения художественного проекта [1].

В процессе учебных занятий по компьютерной графике и дизайну закладываются основы трудового воспитания, складывается отношение к труду как к созидательному процессу. Цифровой инструментарий способствует повышению уровня практической подготовки в области дизайнерского творчества. Специальный графический инструментарий стимулирует формирование графической информационной среды как канала коммуникации, инструмента передачи и получения знаний. Вместе с тем осваиваются базовые понятия художественного восприятия действительности на уровне понимания композиционных законов, формирования пространственных представлений, развития чувства цвета, ритма, становление понимания принципов формообразования и др. Владение навыками применения графических продуктов способствует освоению законов и закономерностей художественного творчества в целом.

По мнению отечественных педагогов, обращение к практике преобразования объектов предметно-пространственной среды с помощью компьютерного инструментария и возможностей компьютерной графики способствует решению проблем формирования эстетического понимания окружающей среды. Кроме того, компьютерная графика может выступать своеобразным «толчком» к «формированию побудительных мотивов в желании создавать красивые вещи» [5]. Компьютерная графика несет в себе опыт профессионально-ориентированного обучения, направленного на развитие художественно-творческого потенциала обучающихся.

В попытке структурировать уровни развития художественно-творческих способностей средствами компьютерной графики можно выделить основные категории, задействованные в этом процессе. Развитию творческого воображения и мышления, становлению зрительной памяти и пространственных представлений способствуют навыки выделения главного, характерного в предметах и явлениях действительности, владение приемами создания художественного образа, имеющийся опыт создания оригинальных композиций. Развитие эстетического восприятия и эстетических чувств к воспринимаемому и изображаемому объекту или явлению способствует формированию понятий о прекрасном и видению красоты в целом. Развитие зрительного анализатора происходит в процессе восприятия пропорций, понимания специфики объемной и плоской формы, выявления пространственных отношений и т.п.). Становление образной памяти происходит в процессе приобретения опыта работы с художественными и технологическими особенностями компьютерной графики [4]. Воображение, внимание, сенсомоторные навыки развиваются в процессе усвоения новых технических приемов при проектировании объектов графического дизайна.

Компьютерные технологии и цифровой инструментарий выступает связующим компонентом в процессе обучения дизайну и компьютерной графики. С одной стороны, он способствует эффективному и быстрому доступу к наглядной информации, с другой, выступает основным средством создания объектов дизайн- проектирования.

Таким образом, компьютерная графика как важная составляющая дизайнерского творчества является молодой, но стремительно развивающейся областью знаний, которая обладает большим потенциалом. Она имеет широкую сферу применения, не только в различных видах деятельности, но и в повседневной жизни человека. Занятия компьютерной графикой способствуют формированию высокого уровня информационной и цифровой культуры обучающегося. Компьютерная графика становится эффективным средством изучения законов формообразования и закономерностей, обуславливающих художественное начало дизайнерского творчества. В тоже время технологические возможности персональных компьютеров направлены на освоение графических возможностей программ создания двух или трехмерных предметно-пространственных форм. Создаваемые объекты дизайна, наряду с развитием профессиональных графических навыков, имеют большое общеобразовательное значение – решение задач художественно-творческого развития обучающихся и начальной подготовки к профессиональному самоопределению. Одним из вариантов использования компьютерных технологий выступает компьютерная графика, позволяющая моделировать художественно-творческую деятельность, и решать задачи повышения эффективности художественного образования.

 

Список использованных источников

 

  1. Будникова, О. В. Дизайн как синтез искусства и науки в современном образовании / О. В. Будникова, И. А. Жукова И. А., О. Н. Диева, И. В. Федотова // Дизайн. Материалы. Технология. — 2018. — № 3 (51). — С. 41-44. — Текст: непосредственный.
  2. Лыкова, И. А. Дизайн в образовательном пространстве детского сада (проектируем программу художественного развития) / И. А. Лыкова // Проблемы современного образования. – 2015. – № 2. – С. 100–107. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dizayn-v-obrazovatelnom-prostranstve-detskogo-sada-proektiruem-programmu-hudozhestvennogo-razvitiya/viewer — Текст : электронный.
  3. Сидоренко, В. Ф. Программа дизайнерского развития для специализированных средних школ / В. Ф. Сидоренко, А. Г. Устинов // Дизайн в образовательной системе (библиотека дизайнера). – URL: https://sreda.boom.ru
  4. Сычева, И. В. Психолого-педагогическое сопровождение художественно-образовательной деятельности студентов : учебное пособие / И. В. Сычева. – Воронеж : ВГПУ, 2017. – 132 с. – ISBN 978-5-00044-504-4. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/105523
  5. Шайхулов, Р. Н. Создание художественных образов специфическими средствами компьютерной графики / Р. Н. Шайхулов,  К. В. Мулявка  // Современные тенденции изобразительного, декоративного прикладного искусств и дизайна. — 2018. —  № 1. — С. 95-102. — Текст: непосредственный.

 

Добавить комментарий