ТРАДИЦИОННАЯ ВЫШИВКА НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

УДК 745(749)

ББК 85.126

Советова Мария Алексеевна

студентка 5 курса Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия mariasovetova930@gmail.com

 

Ключевые слова: вышивка, традиционная вышивка, народная культура, детские художественные школы, искусство.

Аннотация: в статье рассматривается вопрос приобщения детей к народному творчеству в детских художественных школах. Поднимается вопрос важности народного декоративно-прикладного искусства в формировании личности. Мы рассматривали содержание занятий по выполнению вышивки, охарактеризовали

процессы и этапы развития навыков вышивального искусства в детских художественных школах.

 

TRADITIONAL EMBROIDERY IN CHILDREN’S ART SCHOOL AS A MEANS OF INTRODUCING CHILDREN TO FOLK CULTURE

Sovetova Maria Alekseevna

5th year student of the Mordovian State Pedagogical University named after M.

  1. Evsevev, t. Saransk, Russia mariasovetova930@gmail.com

 

Keywords: embroidery, traditional embroidery, folk culture, children’s art schools, art.

Annotation: the article discusses the issue of children’s involvement in folk art in children’s art schools. The question of the importance of folk arts and crafts in the formation of personality is raised. We reviewed the content of embroidery classes, described the processes and stages of development of skills of embroidery in children’s art schools.

 

Вышивка – является одним из самых древних видов текстильного искусства, в котором отражено мировоззрение и сохранены традиционные способы художественной обработки ткани. Традиционная вышивка является доступным источником познания этнической истории и культуры народа. В России вышивка является одним из самых распространенных видов народного искусства. Традиционная вышивка продолжает развиваться, ее техника, инструменты и материалы не перестают усовершенствоваться. Но несмотря на это она сохраняет в себе всю уникальность, которая передается из поколения в поколение. Мастера в своих творениях отражают красоту, богатство и многообразие традиционных мотивов как части культурного наследия, знаково- символического капитала народной культурной традиции.

Народная культура – это бесписьменная форма, передающаяся из поколения в поколение благодаря разнообразным традициям. При создании произведения искусства, авторы вкладывают все свои чувства и эмоции [1, с. 100].

Искусство – это результат мастерства в любой сфере деятельности, который указывает на красоту и совершенство. Искусство вышивки всегда было тесно связано с бытом, природой и трудом. Она являлась своеобразным отражением окружающего мира, национальных особенностей и народных традиций. Сначала для нанесения орнамента люди пользовались каменным шилом. Позже. с появлением первых игл вышивка начала совершенствоваться. Наряду с этим стали появляться разнообразные ее виды и техники.

Существуют различные виды и техники вышивок – счетные и свободные, гладьевые, строчевые и др., но всех их объединяет принцип создания изделий на основе интерпретации геометрических, растительных и зооморфных, орнаментальных мотивов и композиций [2, с. 54].

Огромное значение народное декоративно-прикладное искусство оказывает на формирование личности. Предметы декоративно- прикладного искусства окружают нас по всюду, и мы ежедневно с ними сталкиваемся. Благодаря тому, что все это доступно для нашего восприятия, у учащихся развивается интерес к народным традициям, народным промыслам и желание в попытке воспроизвести самим предметы народного творчества.

Приобщение детей к вышивке является частью трудового воспитания. Огромное значение народное декоративно-прикладное искусство оказывает на формирование личности. Оно положительно воздействует на эмоционально-психологическое состояние обучающихся.

На занятиях вышивкой обучающиеся работают над решением творческих задач, получением знаний об особенностях технологии исполнения, приобретают умения выполнять вещи в материале. Успех приобщения детей к традиционному искусству вышивки во многом зависит от педагога. Он должен не только хорошо знать историю вышивки, уметь составлять орнаментальные композиции, владеть приемами создания изделий, но быть увлеченным человеком, который хочет поделиться секретами мастерства с учениками. Это позволяет создать на занятиях атмосферу заинтересованного сотрудничества между учителем и учащимися, тем самым раскрепощая обучающихся, а также дать им возможность проявить свои способности.

На теоретических занятиях учащиеся изучают историю развития вышивального искусства, эволюцию вышивки в орнаментальном искусстве разных народов, знакомят с узорами, символами, знаками орнамента, в которых заложены представления человека о мироустройстве, красоте.

На практических занятиях учащиеся изучают схемы построения различных орнаментов, выполняют различные швы и развивают мелкую моторику рук. Так же она развивает художественно-творческие способности, развивающие у учащихся потребности к стремлению самовыражаться и познавать самостоятельно окружающий мир [4].

Обучение лучше всего начинать в старшем дошкольном возрасте. Это начало активной подготовки к школе и важнейший период формирования личности. У дошкольников формируется произвольность психических процессов − восприятия, памяти, внимания и мышления. Отсюда вытекает способность управлять своим поведением.

Одним из составляющих занятий является познавательная часть, вызывающая интерес к предмету. На занятиях по вышивке безопасность так же является ключевым моментом. Перед началом занятия с учащимися необходимо проговорить технику безопасности и правилах поведения при работе с иглой. Так же стоит учитывать важность физкультминутки при долгой работе с мелкими деталями.

Структура занятия должна содержать в себе:

  1. Вводную часть. Актуализация изученного материала, формулировка темы с помощью педагога.
  2. Основная часть. Учащиеся выполняют свои работы, опираясь на объяснение и показательный материал учителя.
  3. Физкультминутка. При занятиях вышивкой неотъемлемой частью является гимнастика для глаз и пальчиков, так как во время работы мышцы получают сильное напряжение.
  4. Заключительная часть. Учащиеся устраивают выставку работ.

Таким образом, можно сделать вывод, что вышивка – неповторимое и не стареющее народное искусство. Он передается из поколения в поколение и именно поэтому не теряет своей актуальности. Традиционная вышивка играет важную роль в приобщении обучающихся к народной культуре своего народа. Ее освоение позволяет проникнуть в особенности знаково-символической системы орнаментальной основы вышивки, познакомиться с традициями художественного оформления ткани с помощью нитей.

 

Список использованных источников

  1. Воителева, Г. А., Витюк, Н. М. Исследование символики народной вышивки на уроках трудового обучения / Г. А. Вотилеева, Н. М. Витюк // Исследование символики народной вышивки на уроках трудового обучения. — Украина г. Глухов: — С. 100-103.
  2. Назарова, С. И. Особенности художественной вышивки России XIX века / С. И. Назарова. — Санкт-Петербург: Монография, 2009. — 163 c.
  1. Садовникова, М. О. разработка методики обучения технике народной художественной вышивки на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе / Садовникова М.О // XIII Машеровские чтения: Материалы международной научно- практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Витебск. — — № . — С. 341-342.
  2. Синельникова, Л. П. О характере образной выразительности в искусстве вышивки современных народных промыслов / Л. П. Синельникова // Система художественных средств в искусстве современных народных художественных промыслов; Сб. Тр. НИИХП. — М., — С. 9.

Добавить комментарий