УДК 75.049.6
ББК 85.147
ГЕРАСЬКИНА АЛИНА СЕРГЕЕВНА
студент факультета художественного и музыкального образования Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, geraskina_alina06@mail.ru
Ключевые слова: искусство, художественная деятельность, выразительные средства живописи, художественное восприятие, эстетическое восприятие, эмоциональное развитие, цветовая организация, цвет, натюрморт.
Аннотация: В статье представлена обобщенная в процессе теоретического анализа психолого-педагогической литературы информация по проблеме развития художественно- творческих способностей детей в системе дополнительного образования.
THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ SKILLS IN TRANSMITTING THE COLOR ORGANIZATION OF A STILL LIFE
GERASKINA ALINA SERGEEVNA
student of the Faculty of Art and Music Education Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia, geraskina_alina06@mail.ru
Keywords: art, artistic activity, expressive means of painting, artistic perception, aesthetic perception, emotional development, color organization, color, still life.
Annotation: The article presents information generalized in the process of theoretical analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of the development of artistic and creative abilities of children in the system of additional education.
Существуют различные подходы к пониманию вопроса развития личности. В отечественной педагогике развитие рассматривается как целостный биосоциальный процесс, не только с количественными, но и с качественными преобразованиями [6, с. 97]. К таким преобразованиям наряду со знаниями стоит хорошо развитая эмоционально-чувственная сфера человека.
На современном этапе развития особую актуальность в педагогической деятельности приобретает идея развития внутреннего мира ребенка, его духовная и нравственная составляющая, следовательно, перед педагогами ставится новая педагогическая задача, достижение которой возможно средствами эстетического воспитания [7]. Обогащение эмоциональной сферы личности, чувственного опыта, формирование внутреннего мира
ребенка с помощью произведений искусства и непосредственно в процессе художественной деятельности [4].
Общение ребенка с искусством, в первую очередь начинается с восприятия. Главной целью эстетического воспитания является способность воспринимать и понимать красоту окружающей нас действительности, природы, произведений искусства и вообще всего, что нас окружает [3]. Так, Ю. В. Светлова даёт следующее определение: «…восприятие – процесс отражения в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств» [5].
В системе художественно-образной выразительности цвет играем значимую роль, цвета используемые детьми при работе над художественным произведением выступают своеобразным индикатором, позволяющим считать психо-эмоциональное состояние ребенка. То, как ребенок использует цвет в процессе изобразительной деятельности, может так же свидетельствовать о развитости навыков эстетического восприятия. Чем живописнее и разнообразнее цвета использует ребенок, тем выше степень освоения цветовой грамоты.
Сталкиваясь с многообразным миром искусства важно научиться его понимать. Без помощи взрослого ребенку будет непросто понять всю глубину и сложность образов, метафор и символов, заложенных в каждое художественное произведение. Поэтому так важно направлять и погружать ребенка в этот непростой мир постепенно. В данном случае направляющим должен выступать профессионал владеющий языком искусства, способный на самостоятельную творческую деятельность. Только в этом случае педагог сможет приобщить ребенка к миру искусства.
Натюрморт – жанр изобразительного искусства, выделяющийся среди других особым воспитательным потенциалом. Среди других художественных жанров, натюрморт отличается широким полем для применения его в обучении детей изобразительному искусству [1, c.1].
При знакомстве детей с художественными произведениями важно подчеркнуть, что искусство не просто изображает, но и выражает. При написании натюрморта художник не просто изображает предметы, которые видит, он закладывает в это определенный замысел, передает нам свою идею, используя не слова, а выразительные средства живописи. Через цвет, формы и композицию мы можем прочитать картину, понять, что хотел сказать нам художник и какие чувства он испытывал. Важно научить детей читать искусство.
Одной из самых главных тем натюрморта является предметного мира, тема повседневности, познания культурных образцов в бесконечной красоте и разнообразии. Основная функция жанра – запечатление красоты предметов, в которых отражен ход времени, моменты прекрасного бытования вещи , как отражение личности ее владельца.
Система дополнительного образования в ДХШ в общем плане нацелена на раскрытие творческого потенциала учащихся, формирование эстетического вкуса и навыков художественной деятельности. В более узком
плане, образовательный процесс предполагает освоение различных знаний по цветоведению, умений воспринимать, выбирать, осмысливать полученную информацию, создавать и оценивать результат, подтверждая важность развития эмоционально-чувственной сферы ребенка, особого эстетического отношения к окружающему миру. Развитие художественного восприятия цвета у учащихся ДШИ, является эффективным средством эстетического восприятия мира, художественного взгляда на постановку и воспитания цветовой культуры у детей [2].
Важным моментом является создание учебно-творческого пространства, в котором цвет, образ и восприятие являются механизмами развития творческих способностей учащихся. Это позволит направлять восприятие детей, приводят их к художественному применению цвета, ритма, света и тени, контраста в решении образа, как наиболее выразительных средств живописи.
Таким образом, занятия творческой деятельностью оказывают положительное влияние на формирование и развитие творческого потенциала и в целом личности ребенка. Проблема развития художественного восприятия цвета в практике художественного образования находит эффективное решение в обращении к жанру «натюрморт».
Список использованных источников
- Алиева, Л. В. Общественное воспитание – социальный заказ и объект деятельности современного педагога / Л. В. Алиева. – Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»: электронный // https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennoe-vospitanie-sotsialnyy-zakaz-i-obekt- deyatelnosti-sovremennogo-pedagoga
- Базыма, Б.А., Густяков, A. О цветовом выборе как индикаторе эмоциональных состояний в процессе решения малых творческих задач / Б. А. Базыма, Н. А. Густяков // Вестник ХГУ. Харьков, – 1988. – №320.
- Гаврилина, Л. М. Эстетический опыт как необходимая составляющая современного образовательного пространства / Л. М. Гаврилина // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. – – № 10(803). – С. 249-260. – Текст : непосредственный.
- Ибрагимова, З. Н. Изобразительное искусство как средство эстетического развития детей младшего школьного возраста / З. Н. Ибрагимова // Искусство – диалог культур : СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ VII МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО– ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, Грозный, 29–30 октября 2021 года. – Грозный: Чеченский государственный педагогический университет; АЛЕФ, 2022. – С. 245-259. – Текст : непосредственный.
- Светлова, Ю. В. Развитие эстетической культуры младших подростков: результаты практического исследования [Электронный ресурс] / Ю.В. Светлова // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». 2019 – 253 с. – Текст : непосредственный.
- Сластенин В.А. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», – 576 с. – Текст : непосредственный.
- Хромцова, Е. Эмоциональное развитие через эмоциональную деятельность / Е. Хромцова. – Текст : электронный // https://www.maam.ru/detskijsad/yemocionalnoe- razvitie-cherez-izobrazitelnuyu-dejatelnost.html. Дата публикации : 03.2018.