УДК 374:75(045)
ББК 74.200.587
СМИРНОВА ДАРЬЯ АЛЕКСЕЕВНА
студент , Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, lisova.78@bk.ru
Ключевые слова: творчество, способности, творческие способности, декоративно-прикладное искусство, батик.
Аннотация: В статье представлена обобщенная в процессе теоретического анализа психолого-педагогической литературы информация по проблеме развития творческих способностей средствами декоративно-прикладного искусства в условиях дополнительного образования.
DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS OF CHILDREN’S ART SCHOOLS BY MEANS OF DECORATIVE AND APPLIED ART
Smirnova Darya Alekseevna
student , Mordovia State Pedagogical University
named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia
Key words: creativity, abilities, creativity, arts and crafts, batik.
Annotation: The article presents the information generalized in the process of theoretical analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of development of creative abilities by means of arts and crafts in the conditions of additional education.
Актуальность темы исследования обусловлена существующими проблемами современной педагогики, решение которых направлено на поиск технологий развития творческих способностей детей. Современное состояние мира, с его стремительным изменением, делает проблему неспособности к творческой деятельности одним из объектов приложения сил педагогической науки. Фундаментальным свойством личности является способность к творчеству. Творческие способности сегодня необходимы для осмысления возрастающего потока вопросов и проблем, требующих воображения, творческой интерпретации и нестандартного подхода. Именно поэтому сейчас как никогда востребованы творческие, инициативные личности.
Нами предпринята попытка теоретического осмысления сущности понятий «творческие способности обучающихся». Использование метода исследования «контент-анализ» дало возможность осмыслить понятия «творчество», «способности», «творческие способности». Работа с указанной терминологической лексикой показала ее многоаспектный и многозначный характер. Инфраструктурным элементом понятия «творческие способности» является «способность».
Мы согласны с мнением Д. Б. Богоявленской о том, что творчество – это постоянное стремление создавать что-то новое и более качественное, чем раньше, постоянное совершенствование своих творческих способностей, личности. Творческая деятельность помогает раскрывать способности, обретать социальный опыт, удовлетворяя потребности интересы человека. С рождения в ребенке заложен творческий потенциал, который нужно развивать вместе с развитием ребенка [1].
В педагогической науке творческие способности рассматриваются с позиции синтеза свойств и особенностей личности, который показывает, насколько они соответствуют, требованиям определенной учебно-творческой деятельности и указывает уровень результативности этой деятельности. В отечественной психологии в изучении проблемы способностей весомый вклад внесли исследования Б. М. Теплова и
С. Л. Рубинштейна. Б. М. Теплов рассматривает «способности» как индивидуально-психологическое отличие одного человека от другого. Он выделяет в структуре способностей следующие категории:
— индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого;
— некоторые индивидуальные особенности, а именно те, которые имеют отношения к успешному выполнению какой-либо деятельности или многих деятельностей;
— не только как совокупность знаний, навыков или умений, которые уже выработаны у данного человека [5].
Р. С. Немов отмечал, что: «… способности – это не то, что сводится к знаниям, умениям и навыкам, а то, что объясняет их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике» [3, с. 30].
С. Д. Рубинштейн отмечал наличие в способностях двух компонентов:
— организованную систему способов действия, которые обеспечивают осуществление деятельности;
— психологические процессы, которые помогают контролировать процессы анализа и синтеза, показывая, насколько качественно они протекают [4].
В. Д. Шадриков определяет способности как «свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности» [6, с. 113].
Нам представляется наиболее полным определение творческих способностей, данное Н. В. Кондратьевой, под которыми она понимает «синтез индивидуально-психофизиологических особенностей личности и новых качественных состояний (изменений в мышлении, восприятии, опыте жизнедеятельности, мотивационной сфере), возникающих в процессе новой для индивида деятельности (в процессе решения новых проблем, задач), что ведет к её успешному выполнению или появлению субъективно/объективно нового продукта (идеи, предмета, художественного произведения и т. д.).» [2].
Одним из эффективных средств развития творческих способностей являются занятия искусством. Занимаясь искусством с малых лет, дети в большей степени формируют и развивают себя, как творческих личностей. Целенаправленное развитие творческих способностей детей происходит на разных ступенях образовательного процесса. Развитие творческих способностей детей наиболее эффективно происходит в учреждения дополнительного образования. Для реализации данной задачи в условиях детской художественной школы декоративно-прикладное искусство играет особую роль. Занятия декоративно-прикладным искусством воспитывают у детей эстетический вкус. Обучающиеся в процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства получают первичные знания о технологических и художественных возможностях того или иного материала (глины, дерева, ткани и др.).
Одним из древних и распространенных видов декоративно-прикладного искусства является художественная роспись по ткани. Роспись ткани (батик) – это вид декоративно-прикладной деятельности, которая обладает специфичным художественным языком, уникальность которого состоит в многообразии содержания декоративного образа. В ней наилучшим образом сочетаются специальные знания и умения работать в материале с решением творческих задач. В процессе обучения художественной росписи возникает много возможностей проявления творческой активности на базе изучения традиционной технологии исполнения. При разработке эскизов развивается способность творчески интерпретировать традиционные образцы, создавать на их базе авторский вариант композиции.
Основной принцип обучения декоративно-прикладному искусству строится на определенной этапности учебных занятий, которые определяют разные подходы к обучению. Можно выделить следующие этапы: 1 этап — обучающий (выполнение заданий по образцу). В творческой деятельности не обойтись без работы по образцу, при выполнении, которой всегда будут присутствовать элементы творчества. Работая по образцу, дети наглядно представляют и воспроизводят технику исполнения, средства выразительности, учатся понимать красоту цвета, линий. Понимают, что композиция в работе решается своими средствами.
2 этап — промежуточный (с использованием импровизации, добавления или изменения в работе). На данном этапе основной задачей является показать и научить детей правильно использовать готовый образец. Самым главным будет творческая деятельность учеников по изменению образца, добавлению и, возможно, изъятия каких-либо орнаментов, узоров. Для того чтобы вносимые в работу изменения ее не испортили, нужно предварительно заранее все обдумать. Творческая направленность заключается в возможности ученика, самому переделать образец. создавая свой вариант. Преподавать в данном случае лишь направляет деятельность в нужное русло, поддерживает интерес. Такая работа приводит к тому, что у детей отрабатываются навыки работы, происходит совершенствование техники.
3 этап — творческий (самостоятельность, применение воображения, проявление вариативности). Данный этап работы является сложным как для педагога, так и для учеников. Для педагога основная сложность будет заключаться в правильной постановке творческой задачи, решение которой заранее никто знать не будет. Со стороны ученика – найти и предложить решение творческой задачи, поскольку верное решение знает только ученик. Полезно давать задания, которые не будут иметь только одно решение. Это позволит ученикам показать и научить их понимать, что решение у некоторых задач может быть великое множество. И все эти решение имеют право на существование.
Таким образом, для развития творческих способностей требуется специально организованный педагогический процесс, состоящий из взаимодействующий друг на друга комплекса условий. Под педагогическими условиями развития творческих способностей обучающихся к творческой деятельности мы понимаем совокупность внешних и внутренних факторов: личность самого педагога; сложный, но выполнимый, характер деятельности; развивающий характер творческой деятельности; наличие воображения.
Список использованных источников
- Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей : учебное пособие для студентов вузов / Д. Б. Богоявленская. – Москва : Academia, 2002. – 317 с. − Текст : непосредственный.
- Кондратьева, Н. В. Сущность понятия «творческие способности» / Н. В. Кондратьева – Текст: непосредственный // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 9. – С. 106-110.
- Немов,Р. С. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – Москва : Гуманит, изд. центр «Владос», 2003. – 688 с. – Текст : непосредственный.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т. / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Педагогика, 1989. – 328 с. – Текст : непосредственный.
- Терскова, А. В. Психолого-педагогические основы формирования творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста в детских художественных школах / А. В. Терскова – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 39(173). – С. 106-109.
- Шадриков, В. Д. Ментальное развитие человека / В. Д. Шадриков. – Москва: Аспект Пресс, 2007. – 284 с. – Текст: непосредственный.