ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ ОСВОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

ЛАПОКИНА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

бакалавр, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

 Аннотация: В статье рассматривается теоретический и методический процесс формирования готовности обучающихся к театрализованной деятельности в ходе освоения музыкального фольклора.

Ключевые слова: театрализованная деятельность, музыкальный фольклор.

LAPOKINA SVETLANA VLADIMIROVNA

Bachelor’s Degree, Faculty of Pedagogical and Art Education, М.E. Evseviev Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

       FORMATION OF STUDENTS’ READINESS FOR THEATRICAL    ACTIVITIES DURING THE DEVELOPMENT OF MUSICAL FOLKLORE

 Abstract: The article examines the theoretical and methodological process of formation of students’ readiness for theatrical activities during the development of musical folklore.

Keywords: theatrical activity, musical folklore.

 

В многообразии видов творческой деятельности одним из сильнейших средств испытания эмоционально-чувственной сферы ребенка является театрализованная деятельность [13, с. 10]. По мнению С. Н. Томчиковой, театрализованная деятельность школьников – это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т. д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре [8, с. 3]. Среди различных видов театрализованной деятельности обучающихся следует выделить музыкально-театральную (музыкально-сценическую) деятельность. Использование детского музыкального театра в эстетическом воспитании школьников признано в современной педагогике перспективным направлением. Этому свидетельствуют работы Ю. Д. Белодубровской, А. М. Моисеевой, Н. И. Сац, В. Н. Чепуровой, О. А. Чувашовой, О. Михалевой, Н. Сусловой, Н. С. Шерн и др.

В силу своей специфики музыкально-драматическое искусство может способствовать развитию у детей особой чуткости к действиям персонажа как средство выражения его внутреннего духовного мира, переживаний, характера [18, с. 110].

Организация занятий в детском музыкальном театре с применением разнообразного по эмоциональному содержанию музыкально-сценического материала предполагает активное включение обучающихся в продуктивную творческую деятельность, которая вызывает у младших школьников большой интерес.

Н. С. Шер говорит, что в этой игре ребенок одновременно и актер, и зритель, и постановщик, и художник, и техник… Такая игра заключает в себе все элементы театрального творчества и вдохновения. И, конечно, нигде ни один театр не сыграет ни одной роли так, как играет игру ребенок, ни один зритель не будет воспринимать зрелища так, как воспринимает свою собственную игру ребенок-актер, и ни один постановщик никогда не дает такого блестящего, очаровательно наивного разрешения постановки, какое дает для себя в своей игре ребенок [35, с. 53].

Но современная психолого-педагогическая наука располагает данными, что искусство, в том числе и искусство театра, развивает у детей отнюдь не только «специфическую», то есть художественную способность, что само по себе уже важно, но и «всеобщую, универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности» [25, с. 33].

В последние годы заметно обозначилась тенденция к определению места театрального искусства в школе, растет потребность школы в широком развитии детского театрального творчества в сочетании с театральным образованием, начинает формироваться структура нового учебно-воспитательного направления в школе –  театрального.

Интерес к традиционному народному театру в наши дни не случаен. Это явление глубоко самобытное, яркое, значительное. Оно зародилось в древние времена и восходит к охотничьим и земледельческим обрядам и праздникам, сопровождавшимся танцами и играми, в которых присутствовали элементы перевоплощения, имевшие магический смысл. Как отмечает Н. И. Савушкина, в процессе исторического развития в обрядовых драматических действиях на первый план выдвигается уже не магическая, а эстетическая функция [52, с. 3]. Подобные явления послужили у всех народов основой для возникновения и развития собственно театрального искусства. Применительно к народному театральному искусству исследователи выделяют два понятия: народная драма и народный театр. Понятием народная драма обозначают словесные драматические произведения разных видов (пьесы, сценки, диалоги, интермедии), предназначенные для разыгрывания живыми исполнителями или куклами [52, с. 3].

Понятие народный театр в какой-то мере условно. Прежде всего, оно никак не соотносится с «театром» в современном смысле слова. Ведь театром называется сложный организм, создающий спектакли, произведения искусства, в которых синтезируется творчество драматурга, композитора, режиссера, актера, художника, наконец, технического состава театра (гримеров, костюмеров и т. д.) [52, с. 4]. Русский народ задолго до появления на Руси профессионального театра, а впоследствии, почти не имея к нему доступа, в течение нескольких веков создавал и разыгрывал свои драматические произведения, свой «репертуар, разнообразный по тематике и сюжетному составу. В этот репертуар вошли переосмысленные обрядовые действа, прежде всего сценки, разыгрывавшиеся ряжеными, вобравшие бытовые злободневные темы народной жизни, пародии на народные и церковные обряды (свадьбы, похороны); сатирические пьесы» [39, с. 7].

Но проявления театрального искусства в русском фольклоре не ограничивается лишь разыгрыванием народных сценок и пьес живыми актерами или куклами. Широта проявления театральности в фольклоре объясняется не только отголосками первобытного синкретизма, но и сходной природой театрального искусства и фольклора в целом как искусств синтетических, «конкретных», в которых непосредственно взаимодействуют исполнитель (актер) и потребитель, слушатель (зритель).

Музыкальный фольклор, по моему мнению, положительно влияет не только на музыкальное, но и на артистическое развитие обучающихся в целом, на формирование готовности к театрализованной деятельности обучающихся в ходе освоения музыкального фольклора.

Хорошей базой для музыкально-театрализованной подготовки обучающихся может служить музыкальный фольклорный театр, который восходит к охотничьим и земледельческим обрядам и праздникам. Возросший в наши дни интерес к народным театральным традициям проявляется в стремлении использовать их в современных массовых праздниках, гуляньях, развлечениях. Фольклорные драматические и исполнительские приемы настолько разноплановы и органичны, что могут быть использованы даже при работе с ребятами младшего школьного возраста.

Особое место в музыкально-театрализованной деятельности, основанной на музыкальном фольклоре, занимает разыгрывание хороводных песен, которые благодаря своей красочности и, как правило, веселей праздничной направленности, способны вызвать у обучающихся большой интерес.

Следует отметить то, что младший школьный возраст обладает прекрасными возможностями для формирования готовности к театрализованной деятельности обучающихся. Театрализованная деятельность может быть рекомендован не только для развития специфической творческой способности, но и для общего интеллектуального развития.

 

Список использованных источников

 

  1. Асафьев, Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей / Б. В. Асафьев // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М. : Музыка, 1973. – 144 с.
  2. Асафьев, Б. В. О народной музыке Б. В. Асафьев / сост. И. Земцовский, А. Кунакбаева. – Л. : Музыкальное просвещение, 1987. – 290 с.
  3. Бабенко, Л. С. Методы и приемы развития интереса к народной музыке у детей младшего школьного возраста / Л. С. Бабенко // Музыкальное воспитание в школе. – Вып. 14. – М. : Музыка, 1979. – С. 12–23.
  4. Балашова, С. С. Изучение музыкального фольклора с учетом специфики учебного процесса / С. С. Балашова // Фольклор: Проблемы сохранения, изучения и пропаганды. – Ч. 2. – М. : Музыка, 1988. – С. 27–41.
  5. Балашова, С. С. Народная музыка в младших классах / С. С. Балашова // Музыка в школе. – 1985. – № 2. – С. 13–17.
  6. Балашова, С. С. Музыкальный фольклор и школа / С. С. Балашова, Т. С. Шенталинская // Спутник учителя музыки. – М. : Просвещение, 1993. – С. 126–228.

 

Добавить комментарий