Педагогический аспект формирования артистизма у младших школьников

Котькина Виктория Николаевна

Аннотация: анализ педагогических исследований по проблеме формирования артистизма у младших школьников во внеурочной деятельности показал, что данный вопрос до конца не изучен. Таким образом, считаем необходимостью изучить процесс формирования артистизма у младших школьников во внеурочной деятельности.

 

Формирование артистических способностей у детей является хорошей возможностью воспитать творчески-направленную личность. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 66 акцентирует внимание на становление и формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса, высокой культуры межличностного и межэтнического общения. Во ФГОС НОО в пункте 41.1.3. в развитии эстетического воспитания указывается на уважительное отношение и интерес к культуре. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271) отмечается необходимость развития таких важнейших качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Таким образом, регламентируется, но не в полной мере реализуется запрос общества и государства на формирование артистических способностей у детей.

Концепция артистизма детей в процессе обучения получила свое практическое воплощение еще в Средние века, когда в средней школе при епископских кафедрах практиковалось изучение семи «свободных искусств», среди которых особое место занимала музыка (грамматика, риторика, диалектика или логика, арифметика, геометрия (включавшая географию), астрономия и музыка). Первые три науки по определению ученых составляли так называемый тривиум, последние четыре — квадривиум. Позднее изучение «свободных искусств» было распространено на высшую школу, в которой данные дисциплины составляли содержание преподавания на младшем («артистическом») факультете, направленное не только на овладение конкретными знаниями в области семи наук, но и воспитание личности, обладающей артистическими умениями и навыками. При этом артистизму, как непреложному атрибуту творческого самовыражения человека уделялось серьезное внимание на всем протяжении истории искусств и связанной с ней педагогикой.

Проблема формирования артистизма получила дальнейшее развитие в трудах философов, культурологов, психологов, педагогов, деятелей музыкального и театрального искусства прошлого и настоящего. Для выявления сущности и специфики формирования артистизма у детей младшего возраста нам необходимо уточнить отправное понимание понятия «артистизм».

На сегодняшний день, термин «артистизм» изучается лишь в узком значении, а именно в качестве проявления актерских навыков и приемов, необходимых для профессии актера. Согласно словарю С. И. Ожегова, артистизм — это тонкое мастерство в искусстве, виртуозность в работе, не только непреложный атрибут художественной деятельности, но и критерий свободы, компетентности человека в сфере той деятельности, которой он занимается («виртуозность в работе»). С философско-эстетической точки зрения важно обратить внимание на эстетический вкус, который связан с возможностями такого самосовершенствования, которое и превращает человека в артистическую индивидуальность (И. Кант). В психологическом аспекте артистизм рассматривается как явление творческой активности личности (Л. Выготский). В педагогическом аспекте, В. И. Загвязинский акцентирует внимание на то, что артистизм – это качество, которое совершенствует коммуникативные качества, привносит элемент творчества и новизны в профессиональную деятельность, оптимизирует жизнь во многих ее проявлениях. А. Н. Чванова отмечает артистизм как интегративное образование личности, системообразующее когнитивный, эмоционально-волевой и поведенческий компоненты, показатели которых являются характеристиками внешнего (техника) и внутреннего (чувства) выражения культуры музыкально-исполнительской деятельности. К. Н. Федорова рассматривает артистизм как интегральное качество личности, становление которого осуществляется в системе жизненных отношений, основанной на взаимодополнительности и развивается в процессе обучения обучающихся художественной интерпретации. Изучая творческое мышление у младших школьников, Харлашко М. А акцентирует внимание на то, что артистизм — это качество и совокупность способностей личности в процессе создания художественно-образного решения музыкального произведения у обучающихся посредством интеллектуальных процедур. В культурологическом аспекте Р. К. Бажанова отмечает, что артистизм — сложное и диалектичное образование культуры, позволяющее человеку одновременно присутствовать в Бытии, в его переменчивых потоках, и в то же время, не сливаться с ним, утверждая свою «другость», отличие от всех проявлений Бытия.

Артистизм музыканта-исполнителя трактуется как: способность чутко улавливать ответную слушательскую реакцию на исполнение, способность вовлечь в музыкальное переживание (С. И. Савшинский); сугубо индивидуальное свойство личности (А. И. Лагутин); способность воздействовать на слушателя (Н. И. Голубовская); комплексное явление, состояние, поведение, поступок в связи с исполнением; способ проникновения в подтекст (В. Г. Ражников); сценическое поведение за инструментом, включая выход и уход со сцены, поклоны (Ф.Р. Липе). Более того, ряд исследователей (Н. М. Гнатко, А. Маслоу, В. А. Орлов) считают, что артистизм предоставляет человеку свободу личностного самовыражения и творчества. Таким образом, у него развиваются помимо мимики, жестов и интонации, и воображение, ощущение внутренней свободы, одухотворенность. Артистизм изучается как целостная система наиболее важных качеств, способствующих свободному самовыражению личности. Следовательно, личность включает в себе не только замысел, но и воплощение этого замысла, успешность которого зависит от глубины подготовительной работы и от высокой степени сформированности личности.

 

Список использованных источников

 

  1. Акулова, О. В. Театрализованные игры / О. В. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – С. 24 – 32.
  2. Алянский, Ю. Азбука театра /Ю.Алянский. — Москва: 1997.-26 с.- ISBN 5-7695-0067-0.
  3. Бажанова, Р. К. Феномен артистизма в контексте современной культуры // Фундаментальные проблемы культурологии : 2 т. / отв. ред. Д. Л. Спивак. Санкт-Петербург : Алетейя, 2008.-448 c.- ISBN 5-691-00038-1.
  4. Богданова, О.А. Воспитательные возможности внеклассной театральной деятельности. / О.А.  Богданова // Методист. – 2006. – №1 – С. 49 –51.
  5. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. / Д.Б. Богоявленская. – Москва: Высшее образование, 2002. – 319 с.- ISBN 5-691-00037-3.
  6. Большакова, Л.А. Развитие творчества младшего школьника //Завуч начальной школы. – 2001. – № 2. –С.12-14.

 

 

 

Добавить комментарий