Формирование слушательских навыков у младших школьников в процессе занятий музыкой

Якомаскина Яна Сергеевна

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования музыкально — слушательских навыков и музыкально-слушательской культуры детей младшего школьного возраста на уроках музыки. Акцентируется внимание на понятиях «слушание» и «музыкальное восприятие», исследуются и обосновываются педагогические  условия формирования слушательской культуры в общеобразовательной школе.

 Ключевые слова: музыкально-слушательская культура, урок музыки, восприятие музыкального искусства, младший школьник

 

Научное изучение вопросов воспитания и развития учащихся средствами слушания музыки берет свое начало в российской педагогике в первой половине прошлого столетия в трудах Б.Л. Яворского, Б.В. Асафьева, JI.A. Авербуха, Н.Я. Брюсовой, А.А. Шеншина и других, продолжено такими выдающимися учеными и педагогами-исследователями, как В.Н. Шацкая, H.JI. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, Т.Е. Вендрова, В.Д. Остроменский, JI.M. Кадцын, Ю.Б. Алиев, Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова и других, отражено в работах самых последних лет (Л.B. Школяр, Е.Д. Критская, М.С. Красильникова, Л.A. Ежова и другие).

По последним наблюдениям, у детей младшего школьного возраста часто отсутствует сформированность слушательских навыков. Поэтому, в системе общего образования приобретает особое значение проблема формирования музыкально — слушательской культуры младших школьников. Труды учёных и исследователей связывают решение данной проблемы с конкретными задачами, это: формирование у школьников слушательских умений, с развитием навыков восприятия музыки, с воспитанием потребности в слушательской деятельности.

Термин «музыкальное восприятие» в педагогике музыкального образования определяется в двух аспектах: как процесс слушания и «слышания» музыки и как способность человека к проникновению в музыкальный образ и его осмысление. Чаще всего музыкальное восприятие рассматривают как способность слышать и переживать музыкальное содержание (музыкальные образы), как художественно — эстетическое единство, а не как механическую сумму звуков (О.А. Апраксина, Д.Б. Кабалевский, Р.А. Тельчарова и других)

Методика Н.Л. Гродзенской оказала большое влияние на развитие современной отечественной музыкальной педагогики школы. Опираясь на роль восприятия, она разрабатывала теорию и методику этого вопроса в рамках «слушания музыки». В своих работах она тесно связывала роль восприятия с положением о значимости музыкально-­слухового опыта школьников: «В понятие «музыкальное образование» входит и музыкальный опыт слушателя: не только знания о музыке, но, прежде всего, знание самой музыки. Чем больше разнообразной музыки слушают и знают наши школьники, тем богаче будет у них материал для сравнения, для разнооб­разных ассоциаций». [1]

В педагогическом терминологическом словаре «Навык — это  действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля». [2]

В психологическом словаре «Навык – это действие, доведенное до автоматизма путем многократных повторений. Особенностью выполнения такого действия является то, что оно не требует постоянного внимания и контроля». [3].

В музыкально-педагогической литературе понятие «слушательский навык» рассматривалось как индивидуально-личностное свойство, представляющее собой систему иерархическим соподчинением элементов структуры. [4]

По мнению Ломакиной Н. С., в условиях школы слушательский навык является многоуровневым качеством личности, которая проявляется в способности к духовному обогащению по средствам воспринимаемой музыки.  Кроме этого, слушательский навык, содержит ряд взаимосвязанных компонентов таких как: мотивационный, эмоциональный, познавательный, оценочный и деятельностный. [5]

Актуальность проблемы формирования слушательской музыкальной деятельности младших школьников определяется следующими противоречиями:

1) между необходимостью повышения уровня музыкальной слушательской культуры младших школьников и недостаточной эффективностью процессов, направленных на формирование данного личностного качества учащихся в практике общеобразовательной школы;

2) между признанием одной из ключевых задач музыкального образования развитие слушательской деятельности младших школьников и отсутствием специальных методов, форм, средств обучения, дающих учителю реальный инструмент развития данного личностного качества детей в современных изменившихся условиях.

Структура процесса слушательской деятельности младших школьников:

  1. целостность восприятия – способность воспринимать художественный образ целиком;
  2. оригинальность мышления – способность субъективно воспринимать предметы и явления окружающего мира посредством собственных чувств;
  3. гибкость, вариативность мышления;
  4. размышление — легко выдавать идеи, мысли;
  5. работа подсознания – необходимая составляющая для любого творческого процесса;
  6. способность к оценочным действиям;
  7. воображение, фантазия – способность не только воспринимать, но и создавать образы.

Согласно Б. М. Теплову, музыкальное восприятие опирается не только на музыкально-слуховые представления, но и на опыт жизненный, который проявляется в богатстве ассоциативных связей (слуховых, зрительных, временных) и других представлений, закрепленных долговременной памятью. Основу музыкального восприятия составляют эмоциональные музыкально-эстетические оценки. [6]

Развитие слушательного навыка младших школьников требует комплексного подхода, в соответствии с содержанием музыкально – педагогического образования.

На основании вышесказанного можно заключить, что под категорией «слушательский навык» следует понимать:  индивидуально-личностный навык, который проявляется в способности к духовному обогащению по средствам воспринимаемой музыки.

 Список использованных источников

  1. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку / Н. Л. Гродзенская. – М.: Просвещение,1969. — 77 с.].
  2. https://pedagogical_dictionary.academic.ru/
  3. https://psychology.academic.ru/
  4. Талалаева, Н.В. О проблеме формирования слушательской культуры: Фундаментальные исследования  / Н.В. Талалаева. – 7 –е изд. – Москва, 2009. 38-39 с
  5. Ломакина Н.С. Слушательской культуры: Диссерт. канд. пед.: [электронный ресурс]. URL://www.dissercat.com//formirovanie—muzykalnoi—shkolnikov- (Дата обращения: 17.05.24)
  6. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под общ. ред. М.И. Ройтерштейна. – М.: Музыка, 307 2006. – С. 22-58

 

Добавить комментарий