УДК 37.02(045)
ББК 74.00
КРИВОНОГОВА МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА
студент факультета художественного и музыкального образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, stolyarova.maria518@gmail.com
Ключевые слова: средства формирования художественно-образного мышления, пейзаж, старший дошкольный возраст, изобразительное искусство, искусство.
Аннотация: В статье представлена обобщенная в процессе теоретического анализа психолого-педагогической литературы информация по проблеме формирования художественно-образного мышления у обучающегося.
LANDSCAPE HOW EFFECTIVE INSTUMENT FORMATIONS ARTISTICALLY- FIGURATIVE THINKING AT THE STUDENT
Krivonogova Maria Vladimirovna
student Faculty of Art and Music Education, Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia
Key words: means of forming artistic and imaginative thinking, landscape, perception of music, senior preschool age, visual art, art.
Annotation: The article presents information generalized in the process of theoretical analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of the formation of artistic and imaginative thinking in students.
Пейзаж является одним из ключевых объектов изучения в области искусства и культурологии. Он отражает не только природные особенности местности, но и эмоциональное состояние художника, его восприятие мира. Форма изобразительного искусства имеет уникальное значение в развитии художественно образного мышления у обучающихся. Формирование художественно-образного мышления посредством пейзажа является одной из важных форм приобщения и познания окружающего мира для каждого ребенка. Исследования ученых и педагогов, таких как В.В. Канащенкова, Н.А. Батюк, Н.А. Терещенко, Л.П. Галкина, направленные на изучение содержания художественного произведения, сходятся в том, что художественно-образное мышление — это процесс создания новых образов и визуальных форм, которые несут определенную смысловую нагрузку и делают значение видимым. Технология формирования у детей художественно-образного мышления в процессе выполнения пейзажа в условиях общеобразовательной школы и детских школ искусств проектируется с помощью методов, форм и средств осуществления педагогического процесса. В ходе практического исследования были определены средства и методы восприятия, формирующие у детей художественно-образное мышление. Элементами опыта являются среда обитания ребенка, которую он осваивает в процессе социализации, и личный опыт взаимодействия с миром через природу. Поэтому эффективность решения поставленных нами задач в представлении опыта взаимодействия с миром, видов деятельности учащихся по освоению природы зависит от правильно выбранных форм и способов их решения.
Среди форм и средств представления о мире природы и взаимодействия с ней, которые служат основой для формирования личности и художественно- образного мышления, является дополнительное образование. Оно дает ребенку возможность найти свои таланты, раскрыть их, понять свои интересы, найти свои увлечения и хобби. Проявление своей индивидуальности через живопись способствует самореализации и развитию творческих способностей. Однако важно помнить, что свобода самоопределения и самореализации связана с воспитанием ответственности и умением соотносить свою свободу со свободой других людей. В зависимости от возрастных и творческих способностей учащихся, педагоги имеют право вносить изменения в существующие программы, внедряя новаторские методы, способствующие оптимизации творческого развития и стимулированию художественно-образного мышления у обучающегося. В учебном процессе также возможно изменение тематического планирования уроков на учебный год в связи с подготовкой к конкурсной тематике работ учащихся.
Творчество Г. Казаковой находит, что через использование разнообразных форм, методов и деталей живописи, художественно-педагогическая деятельность способствует развитию у детей чувства восприятия красоты и ценности изображаемого художником мира природы в различные периоды года. Пейзаж включает детей в процесс освоения и понимания содержания и ценности картины, а также восприятия того, что пытался передать художник, используя различные средства изобразительного искусства (например, радость, грусть, тоска, умиротворение).
С. В. Погодина, в свою очередь, в своих работах описывает метод «вхождения человека в картину», который способствует глубокому пониманию и восприятию живописных произведений у детей. Этот метод включает в себя разнообразные приемы, направленные на создание эмоциональной связи между ребенком и картиной, что позволяет углубить его понимание и анализ произведения искусства. Ребенок, находясь на начальном этапе своего развития, активно воспринимает окружающий мир и стремится понять его разнообразие и красоту. Педагог должен использовать различные методики и приемы, чтобы помочь ребенку в этом процессе и развить его эстетическое восприятие и творческие способности.
Понимание и восприятие искусства играют важную роль в развитии личности ребенка, помогая ему раскрыть свой внутренний мир и выразить себя через творчество. Педагогическая деятельность в этой области должна быть направлена на развитие у детей чувства прекрасного и умения анализировать и интерпретировать произведения искусства. В итоге, педагогическая работа в области художественного образования детей играет важную роль в формировании их эстетического вкуса и развитии творческих способностей. Успешное освоение искусства помогает детям лучше понимать и ценить
Педагог Франк, обладая глубокими знаниями о возрастных особенностях и творческих способностях учащихся, считает, что внесение новаторских изменений в пейзажную программу, таких как изменение жанров и тематики, может способствовать оптимизации творческого развития и стимулировать эмоционально-ценностные отношения учащихся к природе на занятиях. В учебном процессе учителя могут адаптировать тематическое планирование уроков и кружков в соответствии с подготовкой к конкурсным темам, что позволяет выразить творческие идеи учащихся.
Для диагностики эмоционально-мотивационного отношения использовалась методика, предложенная Т. А. Серебряковой. Это диагностическое задание, которое содержит в себе блок заданий, нацеленных на выявление характера взаимоотношений младших школьников с природой.
На этапе, констатирующем отношение учащихся к живописи, мы провели опрос с целью выявления знаний детей о пейзаже и художниках-пейзажистах. Каждый из учеников ответил на вопросы, касающиеся их восприятия и понимания пейзажа как жанра в живописи. Были заданы следующие вопросы:1)Что такое пейзаж? 2)Каких художников-пейзажистов вы знаете? 3)Может ли пейзаж выражать эмоции человека? 4)Выполняли ли вы ранее пейзажи с натуры на уроках живописи? 5)С помощью каких выразительных средств (цветов, тонов) вы планируете передавать свои чувства и эмоции от увиденного пейзажа?
Мы выяснили, что дети имеют представление о пейзаже как жанре живописи и о произведениях, в которых изображена природа. Многие учащиеся смогли назвать известных художников-пейзажистов и их картины. Однако некоторые затруднились назвать фамилии художников и их произведения.
Таким образом, проведя диагностику детей младшего школьного возраста, обучающихся в художественной школе, мы пришли к выводу, что педагогическая диагностика является необходимым компонентом в процессе развития эстетического отношения к природе. Она направлена на выявление уровней развития эмоционально-ценностного отношения к природе по заданным критериям и показателям:
1) Образно-содержательный критерий: наличие представлений о красоте окружающего мира, его гармоничности и выразительности, владение определёнными понятиями и знанием произведений, в которых выражены эмоционально-чувственные взаимоотношения людей и природы.
2) Эмоционально-мотивационный критерий: эмоциональная отзывчивость, выражение своих чувств через взаимодействие с образами искусства, форсированность интереса и желания бережно относиться к природе.
3) Действенно-практический критерий: стремление к гармоничному взаимодействию с окружающим миром, самостоятельный ценностный выбор и визуализация собственных эстетических отношений в продуктах творчества.
Художественный пейзаж, наряду с передачей природы, влечет за собой эмоциональное воздействие на зрителя. Он сохраняет в памяти и передает чувства художника, отражает его впечатления и умение воспринимать и интерпретировать природу. Каждая картина пейзажа несет в себе уникальное настроение и идею, а художник, выбирая объект и создавая образ, выражает свои чувства и восприятие мира. Пейзажная живопись исторически обогащала культуру, вдохновляя мастеров различных эпох своей красотой и уникальностью природы. Изучение и восприятие красоты природы через художественные произведения играет важную роль в удовлетворении эстетических потребностей человека и понимании красоты мира. Пейзажная живопись — это искусство, в котором эмоции и чувства выражаются через изображение природы и использование художественных средств. Педагогический процесс, направленный на обучение живописи детей, также играет важную роль в их развитии и восприятии мира. Педагог должен обладать необходимыми знаниями и умениями, чтобы помочь детям раскрыть свой творческий потенциал в живописи пейзажа.
Живопись пейзажей в образовательном процессе играет важную роль, помогая детям развивать свои эмоциональные и ценностные отношения к природе развивая художественно образное мышление. При изучении этюдов пейзажей у детей формируются не только перцептивные навыки, но и система сенсорных восприятий, которые позволяют им более глубоко понимать и оценивать произведения искусства. Обучение пейзажной живописи также способствует повышению уровня эстетического восприятия, развитию художественного вкуса и способности к анализу и оценке произведений. В результате исследования были выявлены методические подходы, способствующие формированию у детей эмоционально-ценностного опыта восприятия пейзажной живописи, такие как создание целостной атмосферы урока, привлечение к подлинным произведениям искусства, и создание ситуаций, развивающих способность выражать свои чувства и мысли через творческую деятельность. Эта работа актуальна, так как помогает детям лучше понимать и ценить красоту природы и искусства, а также устанавливать связь между ними и повседневной жизнью..
Список использованных источников
1. Рябова, С. С. Формирование у школьников ценностного отношения к природе в условиях дополнительного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук / Рябова Светлана Сергеевна. – Санкт-Петербург : РГПУ имени Герцена, 2012. – 22 с
2. Погодина, С. В. Развитие творчества в рисовании детей 3 – 7 лет под влиянием художественных эталонов: автореф. дис. канд. пед. наук / Светлана Васильевна Погодина. – Москва : Слово, 2001. – 21 с.
3. Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность детей: отношение, интеграция условий и взаимосвязь видов / Т. Г. Казакова. – Текст доступен: непосредственно // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 2. – С. 80 – 87.
4. Кузин, В.С. Изобразительное искусство. 1-4 классы: Книга для учителя / В.С. Кузин, Э. И. Кубышкина. – Москва: Дрофа, 2002. – 178 с.
5. Лазурский, А. Ф. Программа исследования личности в ее отношениях к среде / А. Ф. Лазурский, С. Л. Франк. – Санкт-Петербург: Типография Александрова, 2016. – 40 с.