БЕРЕЗИНА ОЛЬГА МАРАТОВНА
бакалавр, факультета педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия,
КОБОЗЕВА ИННА СЕРГЕЕВНА
доктор педагогических наук, профессор кафедры художественного и педагогического образования Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия
Аннотация:в статье мы рассматриваем понятие «творческие способности». В связи с тем, что само понятие «творческие способности» по-разному понимаются в философии, психологии и других смежных областях научного знания, в статье анализируются основные подходы к его трактовке и предпринимается попытка их систематизации с целью нахождения общих элементов, консолидирующих понимание данных ориентаций на междисциплинарном уровне.
Ключевые слова:творчество, творческие способности, дошкольный возраст.
BEREZINA OLGA MARATOVNA
undergraduate, faculty of pedagogical and art education
MordovianState Pedagogical Institute, Saransk, Russia,
KOBOZEVA INNA SERGEEVNA
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Art and Pedagogical Education, «Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evseviev», Saransk, Russia.
THE CONCEPT OF «CREATIVE ABILITIES» IN SCIENTIFIC PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL LITERATURE
Abstract: in the article we consider the concept of «creativity». Due to the fact that the very concept of «creative abilities» is understood differently in philosophy, psychology and other related fields of scientific knowledge, the article analyzes the main approaches to its interpretation and attempts to systematize them in order to find common elements consolidating the understanding of these orientations at the interdisciplinary level.
Key words:morality, value orientations, preschool age.
Творческие способности подрастающего поколения имеют приоритетное место в системе образования. Современное общество нуждается в людях не просто интеллектуально развитых, но и обладающих творческими способностями.
Рассмотрим сущность понятий: «способности», «творчество», «творческие способности», а также критерии творческих способностей, исходя из высказываний различных точек зрения.
Термин «способности» имеет несколько толкований в зависимости от контекста и области знания.
В Толковом словаре С. И. Ожегова, способность характеризуется как, «природная одаренность, талантливость.» [Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : Азбуковник. – 1998. – 944 с. ].
В. Д. Шадриков в определении способности придается особое значение в качестве базовых характеристик психики, которые отражают способность индивида к адекватному восприятию и обработке объективной реальности: «способности – это одно из базовых качеств психики. Способности конкретизируют общее свойство мозга отражать объективный мир, характеризуют индивидуальную меру выраженности этого свойства, отнесённого к конкретной психической функции» [Шадриков, В.Д. Введение в психологию: способности человека [Текст] // В. Д. Шадриков: Логос, 2002. – 160с c.16].
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес отечественный психолог Б. М. Теплов.
Основные положения его теории:
- Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Например: для музыканта — это не длинные пальцы рук, а прежде всего музыкальный слух, чувство ритма.
- Способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.
- Способности не сводятся к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека[Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961, с. 9-20].
Итак, когда мы говорим о способностях, то имеем в виду способности к чему-либо определенному — к математике, литературе, музыке и т. д. Любая способность есть способность к какой-либо деятельности. Вместе с тем есть такие способности, которые проявляются только в связи с определенным видом деятельности. Поэтому Е. И. Рогов способности человека разделяет на специальные и общие (схема 1).
- специальные способности — это способности, проявляющиеся только в отдельных видах деятельности (художественные, музыкальные, математические и т. д.).
- общими способностями называют такие, которые проявляются во всех видах деятельности человека (умственные способности, развитая ручная моторика, память и т. д.)[Рогов Е. И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. _ М. : Туманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. ¬ 448 с. ]
Способности тесно связаны с творчеством. С. И. Ожегов трактует творчество, как «создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей» [Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : Азбуковник. – 1998. – 944 с. с. 545]. По мнению Б. Г. Ананьева, творчество – это процесс объективации внутреннего мира человека [Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 2001.]. Назаров О. В. отмечает, что творчество может рассматриваться как внутренне мотивированный процесс активного поиска личностью потенциальных возможностей гармоничного разрешения объективных и субъективных противоречий, обеспечиваемый непосредственным и опосредованным отражением и выражением многогранности проявлений бытия с помощью различных средств [Назаров О. В. Творчество как процесс разрешения противоречий: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. М., 2007. Т. 2. С. 353.]. Н. И. Непомнящая в монографии «Становление личности ребенка 6-7 лет» упоминает высказывание Р. Мэя о том, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром: «…То, что проявляется как творчество — это всегда процесс, в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира…» [Непомнящая, Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет / Н. И. Непомнящая. – Москва : Педагогика, 1992. – 160 с. С. 43]. Таким образом, творчество — это процесс становления личностных возможностей в творческой деятельности человека.
Современные исследования доказали то, что дети уже в дошкольном возрасте реагируют на прекрасное, окружающее их, обращают внимание на предметы изобразительного и декоративного искусства, прислушиваются к музыке, поэзии. Впоследствии ребенок старается повторить увиденное, услышанное и усовершенствовать своими идеями и взглядами. Поэтому важно начинать развитие творческих способностей у детей в дошкольном возрасте.
Творчество в любом возрасте, несомненно, сопровождается способностями человека. Творческие способности по А. Н. Леонтьеву «это результат овладения человеком знаниями, умениями и навыками, необходимыми для того или иного вида творчества (художественного, технического, музыкального и т.д.)» [Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977.]. По мнению Л. С. Выготского «творческие способности – творческая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий путём комбинаций, творческой переработки элементов 10 прежнего опыта» [Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] // Л. С. Выгодский – М.: Академия, 2011. – с. 55 – 56.]. Таким образом, из вышесказанного следует, что творческие способности — это способности человека принимать творческие решения, понимать и создавать новые идеи.
В. Д. Шадриков характеризует творческие способности, как «свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности» [Шадриков, В.Д. Введение в психологию: способности человека [Текст] // В. Д. Шадриков: Логос, 2002. – 160с с. 160] .
В понимании Г.В. Жидких «творческие способности – это индивидуальные качества личности, проявляющиеся в определенных видах деятельности и порождающие нечто качественно новое, оригинальное». [Жидких, Г.В. Творческие способности. От чего они зависят? [Текст]/ Г.В. Жидких. // Журнал Методист. — 2008. — №4. – 5 -7 с]
В нашей работе, в качестве рабочего понятия, будет использовано понятие А. Н. Леонтьева. Таким образом под категорией «творческие способности» следует понимать результат овладения человеком знаниями, умениями и навыками, необходимыми для того или иного вида творчества (художественного, технического, музыкального и т.д.).
Список использованных источников
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 2001.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] // Л. С. Выгодский – М.: Академия, 2011. – с. 55 – 56
- Жидких, Г.В. Творческие способности. От чего они зависят? [Текст]/ Г.В. Жидких. // Журнал Методист. — 2008. — №4. – 5 -7 с
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977.
- Назаров О. В. Творчество как процесс разрешения противоречий: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. М., 2007. Т. 2. С. 353.
- Непомнящая, Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет / Н. И. Непомнящая. – Москва : Педагогика, 1992. – 160 с. С. 439.
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : Азбуковник. – 1998. – 944 с.
- Рогов Е. И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. _ М. : Туманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. ¬ 448 с.
- Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961, с. 9-20
- Шадриков, В.Д. Введение в психологию: способности человека [Текст] // В. Д. Шадриков: Логос, 2002. – 160с.