ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ

ПАРУСОВ ОЛЕГ ПЕТРОВИЧ

бакалавр, факультета педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия,

КОБОЗЕВА ИННА СЕРГЕЕВНА

доктор педагогических наук, профессор кафедры художественного и педагогического образования Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

 Аннотация:в статье систематизируются теоретико-методологические подходы к определению понятия «историческая память». В связи с тем, что само понятие «историческая память» по-разному трактуется в философии, психологии и других смежных областях научного знания, в статье анализируются основные подходы к его трактовке и предпринимается попытка их систематизации с целью нахождения общих элементов, консолидирующих понимание данных ориентаций на междисциплинарном уровне.

Ключевые слова:историческая память

 

PARUSOV OLEG PETROVICH

undergraduate, faculty of pedagogical and art education MordovianState Pedagogical Institute, Saransk, Russia,

KOBOZEVA INNA SERGEEVNA

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Art and Pedagogical Education, «Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evseviev», Saransk, Russia.

HISTORICAL MEMORY: THE ESSENCE AND CONTENT OF THE CONCEPT

Abstract:The article systematizes theoretical and methodological approaches to the definition of the concept of «historical memory». Due to the fact that the very concept of «historical memory» is interpreted differently in philosophy, psychology and other related fields of scientific knowledge, the article analyzes the main approaches to its interpretation and attempts to systematize them in order to find common elements consolidating the understanding of these orientations at the interdisciplinary level.

Key words:historical memory

 

По своей специфике изучения, историческая память представляет собой исследовательскую область в разных отраслях знаний. Различного рода изыскания и исследования в данном направлении ведут такие отечественные ученые как: И. М. Савельева, А. В. Полетаев, Л. П. Репина, О. Б. Леонтьева, Н. Е. Копосов, А. И. Филюшкин, О. В. Герасимов и другие историки, социологи, философы. Проблематика исторической памяти включена в учебные курсы высшего исторического образования.

«Историческая память» имеет множество определений в современной гуманитарной науке. По мнению Т. П. Путятиной, историческую память можно определить, как «способность общественных субъектов сохранять и передавать из поколения в поколение знаний о произошедших исторических событиях, об исторических деятелях ушедших эпох, о национальных героях и вероотступниках, о традициях и коллективном опыте освоения социального и природного мира, об этапах, которые прошел тот или иной этнос, нация, народ в своѐм развитии» [6, с. 15].

А. В. Ахметишина в  статье, посвященной рассмотрению исторической памяти отмечает, что «в современный период развития российского общества, когда очевиден его нравственный кризис, исторический опыт востребован в социальной практике формирования ценностных приоритетов общества, особенно у молодого поколения».[2]

О. В. Герасимов считает, что «историческую память, вне всякого сомнения, необходимо отличать от воспоминания о прошлом. Последнее, в большей или меньшей степени, присуще всем людям, но историчность экзистенции, отмеченная М. Хайдеггером, есть всего лишь возможность построения мира как истории, формирования исторической памяти как актуальной формы проявления исторической природы человека.»[3]

С. Ю. Анисимова в своём автореферате рассуждая о современном этапе становления исторической памяти, выделила две тенденции относительно проблематики изучения исторической памяти. «Одна тенденция, в рамках междисциплинарного подхода, глубже трактует онтологические основания исторической памяти, как актуализированную взаимосвязь природных и социальных систем. В рамках другой тенденции онтологическая платформа исторической памяти сводится к пространственным топосам и сетевым матрицам, что в целом изменяет содержание диалога памяти с прошлым.»[1]

По мнению доктора исторических наук Л. Репиной историческая память зачастую воспринимается как «одно из измерений индивидуальной и коллективной или социальной памяти — как память об историческом прошлом или, вернее, как символическая репрезентация исторического прошлого.» [7] В своей статье «Историческая память и современная историография» Л. Репина так же отмечает, что «историческая память — не только один из главных каналов передачи опыта и сведений о прошлом, но и важнейшая составляющая самоидентификации индивида, социальной группы и общества в целом, ибо оживление разделяемых образов исторического прошлого является таким типом памяти, который имеет особенное значение для конституирования социальных групп в настоящем.» [7]

В. В. Коваленко в научной статье «Историческая память: сущность, основные формы, роль в обществе» заключил интересную концепцию о том, что «у исторической памяти (памяти о прошлом) нет строгих делений на периоды или схемы, присущих научному историческому знанию, стремящемуся к универсальности. При всех разделениях на национальные историописания есть только одна научная история.»[5]

Согласно Российской цифровой энциклопедии «Ruwiki» истори́ческая па́мять — «система социокультурных методов и институтов, контролирующих и преобразующих важное для настоящего момента социальное знание в информацию о прошлом для передачи новым поколениям «накопленного общественного опыта». В научном обиходе встречаются эквивалентные понятия, некоторые из которых употреблялись в прежние времена: историческая память, коллективная память, социальная память, коллективный мозг, память человечества, память мира.»[8]

По мнению Г. В. Тульчинского, историческая память – «важнейший фактор консолидации социума, формирования культурной и гражданской идентичности каждого из его членов. В этом плане история, историческая память выступают социально-политическим институтом, реализуемым в различных формах и различными социально-культурными технологиями: от образования, исторической науки и искусства – до массовых праздников и средств массовой информации.» [9]

Согласно И. В. Грибану, «историческая память — не просто один из главных источников информации о прошлом, но и важнейшее средство самоидентификации индивида, очевидно, что историки играют двойственную роль в процессе формирования, трансляции и трансформации исторической памяти.»[4]

На основе вышеизложенного  под категорией «историческая память»  следует понимать совокупность накопленного опыта и знаний, которые сохраняются и передаются из поколения в поколение.

Историческая память играет важную роль в становлении общества, его моральных и этических устоев, она играет ключевую роль в личностном становлении исторической памяти человека.

Под исторической памятью человека следует понимать эмоциональную составляющую личности, ее познавательную способность,, отражающую произошедшие и текущие исторические события, с целью сохранения общественного опыта и повторного его использование в собственной патриотической деятельности.

 

Список используемых источников

  1. Анисимова С. Ю. Историческая память: онтологические и ценностные основания [Электронный ресурс]. – URL: https://docviewer.yandex.ru – Загл. с экрана
  2. Ахметшина А.В. Понятие «историческая память» и ее значение в современном российском обществе // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 6 (38). – Новосибирск: СибАК, 2014. – С. 5-11. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru – Загл. с экрана
  3. Герасимов О. В. Историческая память и забвение. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sgu.ru/sites/default – Загл. с экрана
  4. Грибан Н. В. Историческая память как исследовательская проблема: анализ современных подходов. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article – Загл. с экрана
  5. Коваленко В. В. Историческая память: сущность, основные формы, роль в обществе. [Электронный ресурс]. – URL: https://docviewer.yandex.ru – Загл. с экрана
  6. Путятина Т.П. Формирование исторического сознания школьной молодѐжи в условиях трансформации российского общества: Автореф. дис. канд. социол. наук. М., 2007. — 23 с
  7. Репина Л. П. Историческая память и современная историография. [Электронный ресурс]. – URL: https://libmonster.ru/m/articles/view – Загл. с экрана
  8. Российская цифровая энциклопедия. [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.ruwiki.ru/wiki – Загл. с экрана
  9. Тульчинский Г. Л. Историческая память в символической политике и информационные войны. Философские науки. №5, 2015. [Электронный ресурс] URL: http://phisci.ru/files/issues/2015/05/RJPS_2015-05_Tulchinsky.pdf – Загл. с экрана

 

Добавить комментарий