ЯКОМАСКИНА ЯНА СЕРГЕЕВНА
бакалавр, факультета педагогического и художественного образования,
Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия,
КОБОЗЕВА ИННА СЕРГЕЕВНА
доктор педагогических наук, профессор кафедры художественного и
педагогического образования
Мордовский государственный педагогический
университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия
Аннотация. В статье анализируются основные подходы к трактовке понятия «слушательские навыки».
Ключевые слова: слушание, слышание, восприятие, навык, слушательский навык
YAKOMASKINA YANA SERGEEVNA
undergraduate, faculty of pedagogical and art education
MordovianState Pedagogical Institute, Saransk, Russia,
KOBOZEVA INNA SERGEEVNA
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Art and
Pedagogical Education, «Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evseviev», Saransk, Russia.
FORMATION OF LISTENING SKILLS AMONG YOUNGER STUDENTS IN THE PROCESS OF MUSIC LESSONS
Annotation. The article analyzes the main approaches to the interpretation of the concept of «listening skills».
Keywords: listening, hearing, perception, skill, listening skill
Проблему формирования слушательного навыка рассматривали многие ученые, и исследователи разного времени, такие как Б. Л. Яворский, Б. В. Асафьев, В. Н. Шацкая, Н.Л. Гродзенская, Е.Д. Критская и многие другие. Их Труды связывают решение данной проблемы с конкретными задачами формирования у обучающихся слушательских умений, развития навыков восприятия музыки, воспитания потребности в слушательской деятельности.
В педагогическом словаре «Навык — это действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции контроля» [7].
В психологическом словаре трактуется так: «Навык – это действие, доведенное до автоматизма путем многократных повторений. Особенностью выполнения такого действия является то, что оно не требует постоянного внимания и контроля»[9].
Исследователь Талалаева Н.В. давала определение «слушательский навык» как индивидуально-личностное свойство, представляющее собой систему иерархическим соподчинением элементов структуры [10, с. 34].
Под определением «слушательский навык» А.А.Пиличяускас понимал «идеально-комплексная модель познания музыки. Ее объектом выступают эмоциональные интонации слушаемого произведения» [8, с. 183].
Слушательский навык, с точки зрения Д. Б. Кабалевского, это «понимание музыки как отражение действительности в образной форме» [4, с. 112].
Кандидат педагогических наук С. В. Казакова считает, что «слушательский навык» понимается, как интегрированное качество личности, главной которой является способность человека воспринимать, интерпретировать и передавать шумовую, звуковую, речевую и музыкальную информацию.
Большое влияние на решение обсуждаемой проблемы оказала методика Н.Л. Гродзенской. Опираясь на роль восприятия, она разрабатывала теорию и методику этого вопроса в рамках «слушания музыки». В своих работах Н.Л. Гродзенская тесно связывала роль слушания музыки с процессом ее восприятия. Исследователь писала, что в понятие «музыкальное образование» входит и музыкальный опыт слушателя: не только знания о музыке, но, прежде всего, знание самой музыки [2, с. 52]. Далее Надежда Львовна утверждала, что «чем больше разнообразной музыки слушают и знают наши школьники, тем богаче будет у них материал для сравнения, для разнообразных ассоциаций» [2, с. 53].
По мнению исследователя Ломакиной Н. С., в условиях школы «слушательский навык» является многоуровневым качеством личности, которое проявляется в способности к духовному обогащению посредством воспринимаемой музыки» [6].
И. В. Щербак акцентирует внимание на том, что образы, которые возникают в процессе слушания, лежат в основе различных чувств и ощущений [11].
Слушательские навыки неотделимо связаны с процессом ее восприятия. Слушание музыки – это один из видов музыкальной деятельности обучающихся, а восприятие музыки — это сложный психологический процесс постижения содержания музыкального произведения. Композитор Д.Б. Кабалевский рассуждал, что «активное восприятие музыки – основа музыкального воспитания в целом. Только тогда музыка может выполнить эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать и размышлять о ней» [4, с. 120].
Как писал исследователь М. П. Тараканов, в первую очередь необходимо развить у обучающихся элементарные навыки восприятия, так как для слушателя, лишенного чувства восприятия, музыка «не оканчивается, а прекращается» [3, с. 123].
Б. М. Теплов констатировал, что «музыкальное восприятие опирается не только на музыкально-слуховые представления, но и на опыт жизненный, который проявляется в богатстве ассоциативных связей (слуховых, зрительных, временных) и других представлений, закрепленных долговременной памятью». Также Борис Михайлович утверждал, что «основу музыкального восприятия составляют эмоциональные музыкально-эстетические оценки» [1, с. 35].
Термин «музыкальное восприятие» в педагогике определяется, как процесс слушания и «слышания» музыки и как способность человека к проникновению в музыкальный образ и его осмысление. Как рассуждали исследователи (О.А. Апраксина, Д. Б. Кабалевский, Р.А. Тельчарова), чаще всего музыкальное восприятие рассматривают, как способность слышать и переживать музыкальное содержание (музыкальные образы), как художественно-эстетическое единство, а не как механическую сумму звуков.
Е.Д. Критская описывает процесс «музыкального восприятия», как непростое, многосоставное психологическое развитие. Каждый человек обладающий слухом, способен различить музыку от обычного шума, различить в музыкальном произведении художественный образ и эмоциональную составляющую [5, с. 98 ].
На основании вышеизложенного можно заключить, что под категорией «слушательские навыки» следует понимать индивидуальное качество личности, ее способность переживать, интерпретировать, оценивать воспринимаемую шумовую, звуковую, речевую и музыкальную информацию с последующей эстетической оценкой, необходимой для практического воплощения.
Список использованных источников
- 1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под общ. ред. М.И. Ройтерштейна. – М.: Музыка, 307 2006. – С. 22-58
2.Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку / Н. Л. Гродзенская. – М.: Просвещение,1969. — 77 с.].
- Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе: пособие для учителя / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М.:Академия, 1998. – 240с
- Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – 3-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1989. – 191 с. – (Библиотека учителя музыки). ]
- Критская, Е.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема/Е. Д. Критская. – Текст: непосредственный // Теория и методика музыкального образования детей: научно-методическое пособие / Л.В. Школяр, М. С.Красильникова, Е. Д. Критская и др. – Москва: Флинта: Наука, 1999. – С. 84-107.
- Ломакина Н.С. Слушательской культуры: Диссерт. канд. пед.: [электронный ресурс]. URL://www.dissercat.com//formirovanie—muzykalnoi—shkolnikov- (Дата обращения: 17.05.24)
7.Педагогический словарь https://pedagogical_dictionary.academic.ru/
- Пиличяускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема: Пособие для учителя. – М., 1992. – 234 с
- Психологический словарь https://psychology.academic.ru/
- Талалаева, Н.В. О проблеме формирования слушательской культуры: Фундаментальные исследования [Текст] / Н.В. Талалаева. – 7 –е изд. – Москва, 2009. 38-39 с
- Щербак, И. В. Роль восприятия музыки в музыкальной культуре/ И.В.Щербак. – Текст: электронный/ / Международный педагогический портал