СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ»

КОЧЕТКОВА МАРИЯ СЕРГЕЕВНА

бакалавр, факультета педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия,

 

КОБОЗЕВА ИННА СЕРГЕЕВНА

доктор педагогических наук, профессор кафедры художественного и педагогического образования Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

 

Аннотация: в статье систематизируются теоретико-методологические подходы к определению понятия «творческие способности»: в статье рассматривается сущность и анализируются основные подходы к его трактовке.

 

Ключевые слова: творчество, способности, творческие способности.

 

KOCHETKOVA MARIYA SERGEEVNA

undergraduate, faculty of pedagogical and art education

MordovianState Pedagogical Institute, Saransk, Russia,

 

KOBOZEVA INNA SERGEEVNA

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Art and Pedagogical Education, «Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evseviev», Saransk, Russia.

 

THE ESSENCE OF THE CONCEPT OF «CREATIVITY»

Abstract: the article systematizes theoretical and methodological approaches to the definition of the concept of «creative abilities»: the article examines the essence and analyzes the main approaches to its interpretation.

Key words: creativity, abilities, creative abilities.

 

Проблемы, связанные с развитием творческих способностей, занимают одно из центральных мест в педагогике и музыкальной психологии, так как их решение оказывает самое непосредственное влияние на развитие в детском возрасте.

Перед тем как перейти к определению термина «творческие способности отметим, что в анализируемом понятии синтезируются два термина: а) «творчество». б) «способности». Следовательно, чтобы дать точное определение «творческие способности» нужно проанализировать два указанных выше термина.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности. [7, с. 205].

Комский Д. М. – «творчеством называется деятельность, результат которой обладает признаками полезности и субъективной или объективной новизны». Говоря о творчестве определенной личности, мы имеем в виду, прежде всего, субъективную новизну творческого продукта.[3].

А. В. Петровский рассматривает творчество как деятельность человека, которая порождает что – то новое, уникальное, то, чего ранее никогда не существовало. Осознание своей индивидуальности, наиболее глубокое и полное переживание себя как личности приходит в творчестве. [2, с. 536].

В общем, можно утверждать, что творчество, проявляющееся в процессе взаимодействия с универсальными ценностями, является самым высоким видом активности, доступным каждому ребенку. Оно также служит основным стимулом для самостоятельной деятельности, характерной для малышей дошкольного возраста. В целом можно утверждать, что творческий процесс оказывает положительное влияние на развитие ребенка и способствует его обучению и саморазвитию.

По мнению советского психолога К. К. Платонова, способности – это «…совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой – либо деятельности и совершенствования в ней». [5, с. 115].

Способности являются внутренними условиями развития ребёнка, поэтому в трудах А. Г. Ковалёва, А. И. Леонтьева, В. И. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, К. К. Платонова и др. подчёркивается важная роль способностей в процессе обучения.

Способности, как отмечает Б. М. Теплов, это индивидуально психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающей лёгкость и быстроту обучения новым способам деятельности. [8, с. 335]

Б. М. Тепловым выделены три основных признака способностей: 1) индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности; 3) способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают лёгкость и быстроту их приобретения.

Каков содержательный объем термина «способности»?

Способности — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности [4, с. 223]. Это означает, что способности развиваются в деятельности на основе личных качеств и особенностей, которые отличают одного человека от другого, и влияют на успешность творческой деятельности, в частности.

Существует достаточно психологических оснований считать, что потенциал творчества несет в себе каждый ребенок. На практике приходится преодолевать некоторые ограничения. Во-первых, способность к творчеству невозможно передать, «транслировать», как знания или навык …». Во-вторых, реальное творчество в какой-либо области «создает мощную психологическую доминанту, захватывает человека целиком». Задача — помочь ребенку соприкоснуться с позицией творца. [6, с. 50].

Д. Б. Богоявленской была выделена единица измерения творчества, названная «интеллектуальной инициативой». Она рассматривается как синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности, проявляющихся в продолжение мыслительной деятельности за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком.

Главную роль в создании творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт относят: когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях [1, с. 195].

На основании вышесказанного можно заключить, что под категорией «творческие способности» следует понимать индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной определенной продуктивной деятельности, которые помогают достичь высокие результаты на основе синтеза эмоциональной отзывчивости и мышления, логики и интуиции, творческого воображения.

 

Список использованных источников

 

  1. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества / Д. Б. Богоявленская // Исследование проблем психологии творчества; под ред. Я. А. Пономарева. – Москва : Наука, 2003. – 195 с.

 

  1. Выготский. Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – Москва : Просвещение, 2014. – 536 с.

 

  1. Цит.: Карягина, Г. В. Практические занятия по методике преподавания музыки / Г. В. Карягина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_muzika.html

 

  1. Краткий словарь по эстетике: кн. для учителя / под ред. М. Ф. Овсянникова. – Москва : Просвещение, 1983. – 223 с.

 

  1. Платонова, К. К. Проблема способностей / К. К. Платонов. – Москва : Наука, 1972. – 115 с.

 

  1. Полуянов. И. Д. Воображение и способности / И. Д. Полуянов. – Москва : Знание, 1985. – 50 с.

 

  1. Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. – кн. 2 / гл. ред. А. М. Прохоров. – Москва : Большая российская энциклопедия, 2001. – 205 с.

 

  1. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – Москва : Изд-во Акад. пед. Наук РСФСР, 1947. – 335 с.

 

Добавить комментарий