АРТИСТИЗМ: СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ

УДК 37.01(07.8)

Чудаева Виктория Николаевна

студентка факультета педагогического и художественного образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,

chudayeva.vika@bk.ru

Руководитель – Соколова Ю. Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

 

Аннотация: в статье рассматриваются сущностная характеристика и структура понятия «артистизм» в педагогических и культурологических исследованиях.

Ключевые слова: артистизм, личность, качество, интегративное образование

 

Chudaeva Victoria Nikolaevna

 

student of the Faculty of Pedagogical and Art Education

Mordovian State Pedagogical University

named after M. E. Evsevyev, Saransk, Russia,

chudayeva.vika@bk.ru

Head – Sokolova Yu. N., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Art and Music Education

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Mordovian State Pedagogical University

named after M. E. Evsevyev», Saransk, Russia

 

ARTISTISM: AN ESSENTIAL CHARACTERISTIC

AND THE STRUCTURE OF THE CONCEPT

 

Abstract: the article examines the essential characteristics and structure of the concept of «artistry» in pedagogical and cultural studies.

Keywords: artistry, personality, quality, integrative education

 

Артистизм – это не просто набор красивых жестов и эффектных движений на сцене. Он является неотъемлемой частью процесса передачи художественной информации, важнейшим инструментом коммуникации.

На сегодняшний день, термин «артистизм» изучается лишь в узком значении, а именно в качестве проявления актерских навыков и приемов, необходимых для профессии актера. Согласно словарю С. И. Ожегова, артистизм – это «тонкое мастерство в искусстве, виртуозность в работе, не только непреложный атрибут художественной деятельности, но и критерий свободы, компетентности человека в сфере той деятельности, которой он занимается» [3].

Артистизм – это понятие, которое находит свое применение в различных сферах человеческой деятельности, от педагогики до культурологии. Попытки осмыслить его природу предпринимались многими учеными, и каждая из этих попыток раскрывает только один из многочисленных граней этого феномена.

В педагогическом контексте В. И. Загвязинский подчеркивает, что артистизм – это не просто набор навыков, а личностное качество, которое совершенствует коммуникативные способности человека. Он позволяет вносить элемент творчества и новизны в профессиональную деятельность, делая ее более живой и интересной. Артистизм, по мнению педагога, также оптимизирует жизнь человека во многих ее проявлениях, делая ее более яркой и насыщенной [1]. М. А. Харлашко, исследуя творческое мышление обучающихся, считает, что артистизм – это не только качество, но и совокупность способностей личности, которые позволяют создавать художественно-образное решение музыкального произведения. Процесс создания этого решения происходит посредством интеллектуальных процедур, которые включают в себя анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и воображение [5].

В культурологическом аспекте Р. К. Бажанова и И. И. Лисович рассматривают артистизм как сложное и диалектичное образование культуры. Он позволяет человеку одновременно присутствовать в бытии, в его постоянных изменениях, и в то же время, не сливаться с ним, утверждая свою «другость», свое отличие от всех проявлений бытия. Артистизм — это способность видеть мир свободно, не подчиняясь устоявшимся шаблонам, и в то же время, сохранять свою индивидуальность и уникальность [2].

К. Н. Федорова, изучая процесс становления артистизма, отмечает его интегральную природу. Она утверждает, что артистизм формируется в системе жизненных отношений, основанных на взаимодополнительности. Развитие артистизма происходит в процессе обучения художественной интерпретации, что позволяет развивать способность понимать и выражать чувства через различные виды искусства [4]. А. Н. Чванова рассматривает артистизм как интегративное образование личности, объединяющее когнитивный, эмоционально-волевой и поведенческий компоненты. Показатели каждого из этих компонентов отражают характеристики внешнего (техника) и внутреннего (чувства) выражения культуры музыкально-исполнительской деятельности. Внутреннее чувство – это глубокое понимание музыки, способность погружаться в ее мир и передавать свои эмоции, а техника – это набор навыков, необходимых для воплощения этого чувства в реальности [6].

Анализ научной литературы показал, что артистизм изучается как целостная система наиболее важных качеств, способствующих свободному самовыражению личности. Следовательно, личность включает в себя не только замысел, но и воплощение этого замысла, успешность которого зависит от глубины подготовительной работы и от высокой степени сформированности личности.

В заключение хочется подчеркнуть, что артистизм – это не просто набор талантов, а глубокий и многогранный феномен, который формируется в противоречивом взаимодействии интеллектуальных, эмоциональных и духовных компонентов. Он определяет уровень творческого развития человека и способствует его самореализации в разных сферах жизни.

 

Список использованных источников

 

  1. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М. : Изд. центр «Академия», 2006. – 208 с.
  2. Культурология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 033000 «Культурология» / Р. К. Бажанова, И. И. Лисович ; М-во культуры РФ, Казанский государственный университет культуры и искусств. – 2-е изд., испр. – Казань : Культура, 2013. – 214 с.
  3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М. : ИТИ Технологии, 2010. – 944 с.
  4. Федорова, К. Н. Интерпретация художественного текста как средство развития артистизма в процессе музыкально-художественного воспитания старшеклассников : автореф. дис. канд. пед. наук / К. Н. Федорова; Тюменский государственный университет. – Тюмень, 2006. – 28 с.
  5. Харлашко, М. А. Формирование артистизма у детей младшего школьного возраста в системе музыкальных учреждений дополнительного образования : автореф. дис. канд. пед. наук / М. А. Харлашко ; Московский государственный университет культуры и искусств. – Москва, 2011. – 25 с.
  6. Чванова, А. Н. Формирование артистизма у музыкантов-исполнителей : автореф. дис. канд. пед. наук / А. Н. Чванова ; Самарский государственный университет. – Самара, 2005.

Добавить комментарий