Зародова Владислава Андреевна
студентка 5 курса факультета педагогического и художественного образования
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, vladazarodova@yandex.ru
Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования читательского интереса у обучающихся в процессе выполнения книжной иллюстрации. Отмечается, что книжные иллюстрации играют важную роль в формировании читательского интереса у обучающихся. Они помогают визуализировать текст, вызывают эмоциональную реакцию, развивают воображение и творческое мышление, привлекают внимание к книге.
Ключевые слова: интерес, читательский интерес, иллюстрации, книжные иллюстрации, обучающиеся.
Zarodova Vladislava Andreyevna
5th year student of the faculty of pedagogical and art education
Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evsevyeva, Saransk, Russia, vladazarodova@yandex.ru
FORMATION OF READER’S INTEREST IN STUDENTS IN THE PROCESS OF PERFORMING BOOK ILLUSTRATION
Abstract: The article examines the problem of forming reading interest among students in the process of creating book illustrations. It is noted that book illustrations play an important role in the formation of reading interest among students. They help to visualize the text, evoke an emotional reaction, develop imagination and creative thinking, and draw attention to the book.
Key words: interest, reader interest, illustrations, book illustrations, students.
Современное образование в настоящий момент нацелено на формирование читательского интереса у школьников всех возрастов. Настолько значимым уровень заинтересованности в чтении делает тот факт, что именно от него зависит уровень грамотности в целом. Поскольку в процессе чтения, человек не только получает информацию о чем-либо, но и задействует логическое и наглядно-обозное мышление, воображение, пополняет свой словарный запас и развивается как личность в целом. Сложность заключается в том, что не у всех школьников возникает желание уделить время чтению, а не провести досуг иным образом.
В толковом словаре Д.Н. Ушакова понятие интерес трактуется как участие, внимание, возбуждаемое по отношению к кому-чему-либо важному, полезному, интересному [8].
В статье И.Н. Дорониной и Ю.А. Маринченко, читательский интерес «выбор значимой для читателя книги, которая соответствует с его потребностями в чтении и принесёт эмоционально-положительный отклик» [2].
Т. А. Кригер, описывая сущность понятия «интерес», выделяет его основные характеристики. Таковыми являются: «положительная эмоция по отношению к деятельности; наличие познавательной стороны этой эмоции, то есть радости познания, наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности». Также Кригер Татьяна Анатольевна, опираясь в своих выводах на учения Я. А. Коменского и К. Д. Ушинского, пишет о том, что именно «интерес является необходимым и наиболее значимым фактором для успешного обучения» [4].
Львиную долю информации в процессе обучения, учащиеся получают именно из печатной продукции (учебники, научные журналы, энциклопедии и прочее). То есть для повышения качества обучения, ведущего к высоким результатам по учебным дисциплинам, учеников необходимо заинтересовать в изучении необходимой учебной литературы. Кратко обобщая ранее описанное, именно высокий уровень читательского интереса служит залогом для наиболее полного и всестороннего усвоения материала, а также гармоничному развитию всесторонне развитой и высоко эрудированной личности.
Мы считаем, что одним из способов формирования читательского интереса у обучающихся, является выполнение книжных иллюстраций к прочитанному произведению, так как всегда интереснее быть не только сторонним наблюдателем, а именно участником создания своего продукта. Кроме того, в процессе создания иллюстраций задействуются такие мыслительные операции, как: анализ, синтез, сравнение и так далее, ведь мало только нарисовать картинку, важно вычленить главную мысль всего произведения и непосредственно иллюстрируемого отрывка книги, подчеркнуть для себя основные моменты повествования, понять характер персонажей [3].
В словаре Д. Н. Ушакова иллюстрация обозначается как «изображение, рисунок в тексте книги, поясняющий ее содержание» [7, с. 633].
И. О. Макарова под иллюстрацией понимает «не только рисунок, помогающий лучше воспринимать текст, но также и самостоятельное произведение» [5].
Проанализировав ряд определений, приходим к выводу, что иллюстрация имеет два значения. В узком смысле иллюстрация – это изображение в книге, на котором с помощью визуальных образов передаётся тот или иной отрывок произведения, это изображение помогает пониманию и восприятию текста. В широком смысле иллюстрация – это самостоятельное произведение изобразительного искусства.
Иллюстрация выполняет ряд следующих функций: познавательную (поскольку иллюстрация изображает реальный художественный мир), воспитательную (влияет на формирование у ребёнка правильной системы духовно-нравственных ценностей), эстетическую (формирует художественный вкус ребёнка), дополняющую (поясняет текст, даёт ребёнку правильное представление об описываемых событиях) [9].
Помимо перечисленных функций книжная иллюстрация играет важную роль в формировании читательского интереса у обучающихся. Поскольку в процессе её выполнения учащиеся более детально анализируют сюжет книги, характер персонажей, дают поло жильную или негативную окраску их поступкам, перенимают опыт героев повествования.
Задача педагога состоит в создании необходимых условий для целенаправленного формирования читательского интереса у обучающихся, способствующего их активной познавательной деятельности. В процессе выполнения книжной иллюстрации детьми педагог может использовать различные методы и приемы, направленные на стимулирование интереса к чтению и развитие творческого мышления [1].
Примером такого приёма может послужить самостоятельный выбор книги для иллюстрирования учащимися. Это позволит детям самостоятельно определить свои предпочтения и интересы, что в свою очередь будет способствовать более глубокому вовлечению в процесс чтения и иллюстрирования [6].
Также имеет огромное значение содержание книги, выбранной учащимися для иллюстрирования. Предоставляя самостоятельность в выборе произведения, перед педагогом остаётся важная задача – помочь ученикам развить критическое мышление и аналитические навыки для анализа ими ценности произведения, соответствия возрасту читателей, а также то, насколько значимо произведение для их духовно-нравственного воспитания.
Целесообразным будет организовать обсуждение в группах на этапе создания иллюстраций, а также на этапе демонстрации их классу, чтобы выслушать мнения товарищей, а также высказать своё. Такие дискуссии отлично помогают развитию коммуникативных навыков, помогают учащимся лучше понять и осмыслить прочитанное произведение, а также повышают их мотивацию к выполнению задания.
Помимо всего прочего, ученикам можно предложить разнообразные творческие задания, которые позволят обучающимся проявить свою индивидуальность и творческий потенциал. Например, помимо иллюстрирования уже существующих книг, можно предложить ученикам написать своё собственное произведение и проиллюстрировать его. Такие задания стимулируют самостоятельность, а также развивают творческое мышление и фантазию обучающихся.
Нельзя умалять значимость внедрения информационных технологий в образовательный процесс, особенно при выполнении учениками книжной иллюстрации. Это не только даёт учащимся ценный опыт в работе с графическими редакторами, но и предоставляет возможности для создания более интересных и оригинальных иллюстраций. В эпоху информационных технологий, вместо того чтобы порицать доступность информационной среды, правильнее будет создать условия для правильного её использования. Такой подход будет ближе к современным реалиям и интересам детей.
Таким образом, педагогический аспект является неоспоримо значимым в формировании читательского интереса у обучающихся. Для создания наиболее благоприятной образовательной среды, он требует использования различных методов и приемов, а также должен быть направлен на стимулирование самостоятельности, творческого мышления и развитие личностных качеств учеников. Книжные иллюстрации играют важную роль в формировании читательского интереса у обучающихся. Они помогают визуализировать текст, вызывают эмоциональную реакцию, развивают воображение и творческое мышление, привлекают внимание к книге и могут быть использованы в педагогических целях. Поэтому, использование книжных иллюстраций в образовательном процессе является эффективным средством формирования читательского интереса у обучающихся.
Список использованных источников
- Гайдук, Т. А. Модель интерактивного развития читательской компетенции обучающихся с целью повышения качества образования. – URL: https://school48suvorov.ru/files/inn-dey/mip2017.pdf (дата обращения: 18.04.2024).
- Доронина, И. Н. Изучение читательского интереса как вид библиотечно-информационного обслуживания / И. Н. Доронина, Ю. А. Маринченко // Культура : теория и практика. – 2019. – № – С. 33–35.
- Зайцева, Е. В. Программа внеурочной деятельности как средство приобщения младших подростков к чтению : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Зайцева Екатерина Вадимовна ; Санкт-Петербургский государственный университет. – Санкт-Петербург, 2022. – 396 с.
- Кригер, Т. А. Сущность понятий «интерес», «читательский интерес» / Т.А. Кригер // Современная наука: актуальные вопросы теории и практики : мматериалы региональной научно-практической конференции, Армянск, 21 декабря 2017 года. – Армянск: Институт педагогического образования и менеджмента (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского». – Армянск, 2017. – С. 100–
- Макарова, И. О. Компьютерная графика в книжной иллюстрации/ И.О. Макарова // Вестник Адыгейского государственного университета. – Серия 2: Филология и искусствоведение. – – № 4. – С. 16–23.
- Подоприхина, К. С. Развитие читательского интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Подоприхина Ксения Сергеевна ; Уральский федеральный университет. – Екатеринбург, 2018. – 142 с.
- Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь русского языка : современная редакция / Д. Н. Ушаков. – Москва : Дом Славянской книги, 2008. – 959 с.
- Ушаков, Д. Н. Толковый словарь русского языка : в 4 т. Т. 1. А – Кюрины / составители Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков; под редакцией Д. Н. Ушакова. – Москва : Советская энциклопедия : ОГИЗ, 1935–1940. – 1567 с.
- Фоменко, И. Г. Иллюстрация детской книги : учебное пособие / И.Г. Фоменко, И. Ф. Заманова. – Белгород : БГИИК, 2019. – 64 с.