ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

ЯРОВАЯ ЯНА ИГОРЕВНА

бакалавр, факультета педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия,

 КОБОЗЕВА ИННА СЕРГЕЕВНА

доктор педагогических наук, профессор кафедры художественного и педагогического образования Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

 Аннотация:в статье раскрыты особенности формирования нравственных ценностных ориентаций, педагогические условия, способствующие эффективности процесса развития нравственных ценностных ориентаций. В исследовании использовались методы теоретического анализа научной литературы по изучаемой проблеме. Полученные результаты показали, что педагогические условия, используемые педагогом-музыкантом в системе, обеспечивают успешное развитие нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников средствами музыкального искусства.

Ключевые слова:нравственность, педагогические условия, дошкольный возраст.

YAROVAYA YANA IGOREVNA

undergraduate, faculty of pedagogical and art education

MordovianState Pedagogical Institute, Saransk, Russia,

KOBOZEVA INNA SERGEEVNA

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Art and Pedagogical Education, «Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evseviev», Saransk, Russia.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF MORAL VALUE ORIENTATIONS IN OLDER PRESCHOOLERS BY MEANS OF MUSICAL ART

Abstract: The article reveals the features of the formation of moral value orientations, pedagogical conditions that contribute to the effectiveness of the process of developing moral value orientations. The research used methods of theoretical analysis of scientific literature on the studied problem. The obtained results showed that the pedagogical conditions used by the teacher-musician in the system ensure the successful development of moral value orientations in older preschoolers by means of musical art.

Key words: morality, pedagogical conditions, preschool age.

 

Согласно ФГОС ДО, образование и развитие детей, должно включать «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, в том числе моральных и нравственных ценностей; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

Система ценностей, обозначенная Федеральным стандартом, играет важную роль в формировании социокультурной активности ребенка.

Исследования, проведенные учеными И. В. Артемовой, Р. Буре, Л. В. Куцаковой показали, что формирование нравственных ценностей у старших дошкольников имеет важное значение для их психолого-педагогической деятельности. Эти исследования помогают понять, как лучше подходить к воспитанию детей и какие методы, и подходы наиболее эффективны для формирования нравственных ценностей у старших дошкольников.

В образовательных учреждениях учебно-воспитательных процесс осуществляется благодаря соблюдению определенных педагогических условий, направленных на достижение поставленных целей.

Педагогические условия – это «совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности» [4, с. 57], это «набор условий и факторов, которые оказывают влияние на процесс обучения и воспитания, что в целом, оказывает значительное влияние на эффективность образовательного процесса и успеваемость учеников» [6, с. 92]. Таким образом, педагогические условия – это сложная система факторов, которые могут влиять на результативность процесса обучения, воспитания и личностного развития ребенка.

Музыкальные занятия являются эффективным инструментом для формирования нравственных ценностных ориентаций у дошкольников при соблюдении определенных педагогических условий.

Анализ литературы по теме исследования, изучение образовательного процесса в дошкольных учреждениях, обобщение опыта собственной педагогической деятельности позволили нам выделить педагогические условия. Обратимся к краткой характеристике данных условий.

  1. Учет психолого-педагогических возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Обобщая труд Л. Гладких, можно сделать вывод, что для старших дошкольников характерно развитие умения управлять своим поведением, формирование религиозных чувств на основе знаний, понимание добра и зла. Также в этот период происходит понимание своего «Я»,» как устойчивое и определяющее личностное основание сохраняется в дальнейшем и продолжает влиять на их развитие взрослого возраста. Этот период характеризуется укреплением самооценки, самодисциплины и развитием способности к решению проблем и принятию ответственности за свои поступки [2].

  1. Развитие нравственных ориентаций дошкольников в процессе осмысления ценностно-смыслового содержания музыкального материала.

Как известно, основная задача развития нравственных ценностных ориентаций в старших дошкольников заключается в умении понимать мир чувств другого человека, то есть развитие у него эмпатии. Работы Л. С. Выготского, А. Г. Ковалева и др. показали, что между отзывчивостью на эмоционально-эстетическое содержание произведения искусства и нравственными чувствами существует единство. Это означает, что умение воспринимать эстетические и эмоциональные аспекты музыки тесно связано с развитием нравственных чувств и эмпатии.

С нашей точки зрения, для развития нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников во время уроков музыки необходимо включать следующий музыкально-тематический материал:

тема прославления героического подвига: фрагменты из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинка;

тема патриотизма и любви к Родине: отрывки из 7-ой симфонии Д. Д. Шостаковича, «Блокада» муз. В. Вихаревой, «Бравые солдаты» муз. А. Филиппенко, «Здравствуй, Родина моя!» и др.;

тема любви к природе: «Утро» Э. Грига, фрагменты из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, фрагменты из цикла «Времена года» А. Вивальди, «Листопад», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко, «Ах ты, береза» и др.;

тема любви к животным: р.н.п. «Котя, котенька, коток», «Кукушечка», муз. Е. Тиличеевой сл. М. Долинова, «Журавель» В. Калинникова, фрагменты из сюиты «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Птичка» Э. Грига и др.;

любви к близким: «Песенка про бабушку», муз. В. Герчик, сл. А. Пришельца, «Нянина сказка» П. И. Чайковского, «Мамочка милая» сл. и муз. Я. Жабко, «Песня про папу» муз. В. Шаинского сл. М. Танича и др;

тема добра и зла: «Избушка на куриных ножках» М. П. Мусоргского, «Баба Яга» А. К. Лядова, «Шествие гномов» Э. Грига, муз. из балетов П. И. Чайковского и балета «Золушка» С. С. Прокофьева и др.

Таким образом, переживания при осмыслении музыкального произведения, его оценке, связи с личными эстетическими идеалами несут определенный воспитательный характер, способствующий формированию внутреннего мира дошкольника, эстетического сознания и отношения, а в итоге развитию нравственных ориентаций.

  1. Использование разных методов и принципов обучения, активизирующих личностный потенциал, способствующий формированию нравственных ценностных ориентаций.

В процессе проведения музыкальных занятий, применяются все известные методы педагогической науки: наглядные, словесные, практические, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, проблемные, исследовательские, проектные и методы музыкального обучения, что связанно с особенностями и разнообразием музыкального искусства [3].

О. П. Радынова выделяет три основных метода музыкального образования: наглядные, словесные и практические. Наглядные методы включают формы слуховой, двигательной и зрительной наглядности. Словесные методы представлены беседами, рассказами, словесными пояснениями педагога-музыканта, комментариями и т. д. Практические методы включают методы сравнения и сопоставления музыкальных произведений, контраста и тождества, вариативности впечатлений и другие [5].

Данные методы обучения способствуют развитию музыкальных способностей дошкольников, активизации музыкального восприятия и деятельности, развитию познавательных возможностей, а также развитию нравственных ценностей и эмоционально-ценностного отношения к музыке.

  1. Активное взаимодействие детей с ровесниками, включение в педагогический процесс родителей.

Как отмечает Р. С. Буре, в формировании нравственных ориентаций пример взрослого играет важнейшую роль: «положительный пример родителей способствует тому, что малыш легко и ненавязчиво учится жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Норма, которая только декларируется, но не соблюдается взрослым, никогда не станет влиять на реальное поведение ребенка. Более того, малыш поймет, что нравственные нормы можно нарушать безнаказанно, соблюдать необязательно» [1, с. 23].

Это условие может проявляется в сотрудничестве работников дошкольного учреждения с членами семьи, которое выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; присутствие членов семьи на утренниках и других массовых мероприятиях.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что педагогические условия необходимо рассматривать как совокупность всех факторов и обстоятельств педагогического процесса, которые влияют на результативность процесса обучения, воспитания и личностного развития ребенка, также нужно помнить, что эффективность процесса формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников будет обеспечена при соблюдении правильно подобранных педагогом-музыкантом педагогических условий.

Список использованных источников

 

  1. Буре, Р. С. Нравственное воспитание дошкольников. – М., 2002. – 164 с. – Текст : непосредственный.
  2. Гладких, Л. П. Возрастные закономерности духовно-нравственного развития и воспитания детей первых лет жизни / Л. П. Гладких // Вестник ПСТГУ. – 2008. – Вып. IV : Педагогика. Психология. – С. 84–91.
  3. Зосимовский, А. В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен / А. В. Зосимовский // Педагогика. – 1998. – №7. – С. 26–29.
  4. Казиева, З. М. Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности. Вестник ПГГПУ, 2017. – № 2. – 56–60 с.
  5. Радынова, О. П. Музыкальные шедевры: авторская программа и методические рекомендации. / О. П. Радынова. – М. : Музыка, 1999. – 80 с.
  6. Рябова Н. В., Барцаева Е. В. Реализация педагогических условий формирования готовности к социально-бытовой ориентации старших дошкольников в организации дополнительного образования. Гуманитарные науки и образование. 2020; Т. 11, №3: 91–96 с.

Добавить комментарий