РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ

ИЛЬИНА ПОЛИНА ВАСИЛЬЕВНА

студентка 5 курса факультета педагогического и художественного образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

КОЗЛОВА ТАМАРА АЛЕКСЕЕВНА

кандидат исторических наук, доцент

кафедра художественного и музыкального образования,

Мордовский государственный педагогический университет

имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, toma__68@mail.ru

 

Аннотация: В статье рассматривается проблема развития образного воображения у обучающихся в процессе выполнения книжной иллюстрации. Отмечается, что книжные иллюстрации имеют большое значение в образовании и развитии младших школьников. Их использование способствует не только развитию чтения и языковых навыков, но и эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей учащихся.

Ключевые слова: воображение, образное воображение, иллюстрации, книжные иллюстрации, обучающиеся.

 

DEVELOPMENT OF IMAGINATIONAL IMAGINATION IN STUDENTS IN THE PROCESS OF PERFORMING BOOK ILLUSTRATION

ILYINA POLINA VASILIEVNA

5th year student of the faculty of pedagogical and art education

Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evsevyeva, Saransk, Russia

KOZLOVA TAMARA ALEKSEEVNA

candidate of Historical Science, Docent,

Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evsevyeva, Saransk, Russia, toma__68@mail.ru

 

Abstract: The article examines the problem of developing figurative imagination among students in the process of performing book illustrations. It is noted that book illustrations are of great importance in the education and development of primary schoolchildren. Their use contributes not only to the development of reading and language skills, but also to aesthetic education and the development of students’ creative abilities.

Key words: imagination, figurative imagination, illustrations, book illustrations, learning.

 

Одной из основных целей учебных учреждений является достижение плавного развития ребенка, которое включает в себя развитие образного воображение учащихся, что соответствует традиционным представлениям о воображении как многоплановой психической деятельности, объединяющей чувственные и логические компоненты.

По мнению Р. С. Немова воображение, как «психологический процесс, в результате которого у человека возникают образы, не вполне соответствующие тому, что существует в реальном мире и что в данный момент времени воспринимает человек с помощью органов чувств» [6, с. 70].

И. П. Фарман считает, что «воображение предстает как сложный комплекс представлений и образов, определяющих поведение человека, его действия, намерения, стремления и т.д.» [7, с. 9].

Важно отметить, что воображение не просто создает объекты из ничего, а видит в них целостности, связанные содержательно в контексте более высокого порядка. Оно позволяет абстрактному знанию стать конкретным фактом и решить задачу, которую нельзя решить чисто абстрактными средствами.

Для развития воображения как когнитивного процесса предполагается применение специальных методов и приёмов. Образная адаптационная гибкость – это способность человека приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды путем изменения своих образов и представлений о ней [2]. Гибкость позволяет воспринимать окружающую реальность в различных контекстах, осуществлять переоценку и перевод смысла, производить разнообразную переструктуризацию языковых, наглядных и абстрактных представлений и соотносить образы различных систем. Образная адаптационная гибкость – это важное свойство воображения, так как, позволяет создавать новые образы и представления, которые могут быть приспособлены и адаптированы к новым условиям, обстановке, ситуации [2]. С помощью образной адаптационной гибкости человек может переосмыслить старые знания, открыть новые возможности, создать что-то новое и неизвестное. Это помогает ему более глубоко и широко понимать мир вокруг и находить способы приспособления к нему.

Процесс воображения включает в себя последовательную работу, в которой восприятие кроме своей первоначальной функции обогащения жизненного опыта, также выступает в качестве базиса для создания новых образов. Одним из главных инструментов воображения является символическое мышление, которое позволяет переносить образы из одной сферы сознания в другую, создавать абстрактные образы и использовать символы для коммуникации с другими людьми. Воображение также позволяет нам работать с альтернативными реальностями, прогнозировать будущее и создавать идеи. В процессе воображения мы можем отстраниться от текущего положения вещей и рассмотреть их со стороны, что позволяет нам найти новые решения для проблем. Важно понимать, что воображение не ограничено рамками логики и реальности, поэтому может порождать такие концепты, которые выходят за рамки обычной действительности. Однако, чтобы эти идеи могли быть претворены в жизнь, они должны быть проверены и отфильтрованы через призму логики и практичности.

Художественное сознание является наиболее плодотворной средой для развития воображения, которое является универсальной способностью, применимой в любой области человеческой деятельности и познания. Образное воображение – это готовность включаться в решение задач, без каких-то особых опасений, интеллектуальная храбрость. Готовность создавать решения, которые нам самим до конца не понятны. Это достаточно большой комплекс, в который входят: системность мышления, умение задавать отсекающие вопросы, огромный круг факторов, которые важны в процессе придумывания нового. Самое главное в развитие образного воображения – это осознание, желание развития воображения. Осознание самой позиции, того что это является частью нашей жизни.

Развитию воображения способствуют книжные иллюстрации.

Иллюстрация – это рисунок, прикрепленный к конкретной части текста, рассказывающий содержание. Она помогает читателю легче представить образы персонажей и событий, развивая его воображение и способность к визуализации [4]. Она не создает единственно верного образа произведения и может быть интерпретирована по-разному разными читателями. Это позволяет каждому индивидуально воспринимать и оценивать произведение литературы, что является важным аспектом в развитии личности [3]. Художественная иллюстрация может помочь читателю понять глубинные смыслы произведения или уловить детали, которые автор не выразил словами. Иллюстрация может сделать некоторые абстрактные или метафорические концепты более конкретными и доступными для восприятия.

Художественная иллюстрация имеет большое значение для восприятия книги. Она не только дополняет текст, но и помогает создать целостное впечатление от произведения. Она может заинтересовать и привлечь внимание читателя, раскрыть скрытые смыслы и углубить эмоциональный контакт с произведением. Поэтому художественная иллюстрация – это неотъемлемый компонент книги, который может внести значительный вклад в ее успех. Необходимо подчеркнуть, что современное издательство и книжная графика требуют от специалистов не только творческого подхода и художественного вкуса, но и технических знаний и умения работать с программным обеспечением.

Иллюстрация является одним из решающих элементов книги для ребенка, она способствует познанию действительности, овладению нравственных ценностей, эстетических идеалов, расширяет восприятие литературного произведения [5]. Иллюстрации украшают книгу, делают ее более интересной и привлекательной для детей. Они могут передавать настроение, эмоции и характер героев, а также помогают визуально представить события. Иллюстрации могут быть как цветными, так и черно-белыми, в зависимости от концепции книги и ее целевой аудитории. Важно отметить, что иллюстрации должны соответствовать содержанию книги и нести определенный смысл. Они должны дополнять текст и не противоречить ему. Кроме того, иллюстрации не должны быть слишком страшными и жестокими, особенно если книга предназначена для маленьких детей. Иллюстрации играют важную роль в книге для детей, помогая им лучше понимать содержание и создавая более яркое впечатление о произведении. Без сомнения, книги с красивыми иллюстрациями оставляют более яркие воспоминания и могут стать одними из любимых для маленьких читателей. Книжная иллюстрация также способствует развитию воображения, творческих способностей и эстетического восприятия учащихся. Она помогает детям лучше понимать и запоминать сюжет литературного произведения, расширяет словарный запас и улучшает речевые навыки. Кроме того, книжные иллюстрации могут использоваться в качестве материала для обсуждения и анализа литературных произведений, что способствует развитию критического мышления и литературной компетенции. Однако, не стоит забывать о том, что качество книжных иллюстраций играет важную роль в их эффективности. Плохо нарисованные или невыразительные иллюстрации могут не только не вызывать у детей интереса к книге, но и повредить их эстетическому восприятию.

Таким образом, книжные иллюстрации имеют большое значение в образовании и развитии младших школьников. Их использование способствует не только развитию чтения и языковых навыков, но и эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей учащихся [1].

Книжная иллюстрация является важным инструментом развития воображения у детей и взрослых. Она помогает стимулировать восприятие окружающего мира, улучшать зрительную память, развивать мышление и фантазию.

 

Список использованных источников

  1. Алексеева, М. М. Методика развития речи / М. М. Алексеева. – Москва : Академия, 2000. – 400 с. – Текст : непосредственный.
  2. Выготский, Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург: Союз, 1997. – 144 с.
  3. Ванслов, В. В. Что такое искусство / В. В. Ванслов. – Москва : Изобразительное искусство, 1988. – 328 с. – ISBN : 5-85200-012-4.
  4. Гольцов, Д. Д. Иллюстрация / Д. Д. Гольцов. – Москва : Советский художник, 1987. – 164 с.
  5. Кошкина О. Ю. Книжная графика как коммуникация / О. Ю. Кошкина. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 44 с.
  6. Немов, Р. С. Психологический словарь / Р. С. Немов. – Москва : Владос, 2007. – 560 с. – ISBN : 978-5-691-01515-1.
  7. Фарман, И. П. Воображение в структуре познания / И. П. Фарман. – Москва : ИФРАН, 1994. – 215 с. – ISBN 5-201-01846-7.

Добавить комментарий