Грязнова Т. М., Барабанова А. О.
Мордовский государственный педагогический
университет имени. М. Е. Евсевьева,
г. Саранск
Аннотация: в статье рассматривается музыкально-хоровая деятельность с учащимися старших классов, выявляется роль коллективных занятий на формирование умений и навыков хорового пения, определения музыкально-эстетических ориентиров, воспитание художественного вкуса у ребят, познание гармонии музыки и окружающего мира.
Ключевые слова: хоровые занятия (репетиции), репертуар хора, коллективная деятельность, общеобразовательная школа, подростки.
В последнее время, организация и проведение концертов, фестивалей, конкурсов хоровой музыки в больших и малых городах России, свидетельствуют о возрождении традиций и культуры хорового исполнительства в общеобразовательных и музыкальных школах, детских хоровых студиях, центрах эстетического воспитания.
Хоровое пение является одним из ведущих видов музыкальных занятий учащихся и наиболее доступный вид музыкальной деятельности для всех школьников образовательных учреждений, независимо от социальной принадлежности, все, что необходимо иметь для занятий в хоре, – это музыкальный слух, голос и желание петь. Школьные хоры являются коллективным видом исполнительства, объединяющим участников-исполнителей единым творческим процессом, воспитывающим коллективное начало в каждом, выполняют ведущие задачи в музыкально-эстетическом воспитании и образовании учащихся.
Руководитель хорового коллектива должен сформировать у детей определенные певческие навыки, научить их выразительному и эмоциональному исполнению художественных произведений. Развитие исполнительской культуры, исполнительского мастерства школьников немыслимо в отрыве от задач общего музыкально-эстетического образования, поэтому формирование певческого голоса, овладение определенными вокальными навыками понимается передовыми педагогами не как самоцель, а как одно из основных условий успешного музыкально-эстетического воспитания детей.
Основной целью современного музыкального образования является воспитание и развитие личности подростка, его духовно-нравственной сферы, навыков музыкального исполнительства (пение, игра на простых музыкальных инструментах). Достижение этих целей невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство», составляющей частью которой является и музыкальное искусство.
Важной гранью воспитания и развития личности является духовно-нравственное и музыкально-эстетическое воспитание учащихся. Именно подростковый возраст школьника, в котором преобладает эмоционально-чувственный максимализм при восприятии окружающей действительности, является наиболее сложным в воспитательном процессе. Чувства и переживания, которые вызывают художественные образы произведений музыкального и изобразительного искусства, отношение к ним подростка являются основой самосознания. Это залог дальнейшего развития интереса к внутреннему (духовному) миру человека, способности познавать свое «Я», осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и внимательного отношения к окружающим людям. Упущенные возможности в учебно-образовательном и воспитательном процессе на этом этапе обучения (старшие классы) невозможно компенсировать в дальнейшем.
Задачи школьного хора как вида музыкального искусства сформулировал Д. Б. Кабалевский: «Умение слышать самого себя, своих товарищей по хору и сопровождение, не говоря уже об ощущении стиля данного композитора и понимания характерных особенностей данного произведения – вот что надо, прежде всего, воспитывать в учащихся на их собственном исполнительском опыте»[1, с. 84]. Для того, чтобы сделать это возможным, школьному хоровому коллективу необходимо овладеть вокально-хоровыми навыками, то есть определенными техническими приемами. Владение навыками хорового пения – это непременное условие правильного звучания, но оно не всегда ведет к раскрытию художественного замысла композитора. По этому поводу сошлемся на авторитетное мнение выдающегося хормейстера и композитора – П. Г. Чеснокова: «Исполнение, передачу сочинения не следует смешивать с хоровой звучностью как таковой: при хорошей хоровой звучности может быть антихудожественная, даже безграмотная передача сочинения» [2, с. 25].
Занятия хоровым пением, с одной стороны – искусство, творческий процесс, с другой – учеба, требующая от подростка волевых усилий, преодоления трудностей, напряженного внимания. Регулярные, целенаправленные внеклассные занятия развивают у учащихся не только музыкальные способности, художественный вкус, то есть то, на что непосредственно направлено внимание хормейстера, но также память, творческую активность, умение трудиться, ответственность, требовательность к себе и товарищам, трудолюбие.
Школьный хор – как вид музыкально-исполнительского искусства помимо своей главной функции, заключающейся в музыкально-эстетическом воспитании детей, активно воздействует на аудиторию слушателей.
Одним из наиболее важных условий музыкально-эстетического воспитания и формирования художественного вкуса учащихся на занятиях хора является репертуар, с учетом возрастных особенностей обучающихся, их опыта музыкальной деятельности, культурного уровня в целом, и музыкальным опытом (музыкальная осведомленность), в частности. Проблема репертуара всегда актуальна, поскольку музыкально-эстетическое воспитание – это формирование духовного и интеллектуального мира детей с помощью хоровой музыки, различных по жанровой принадлежности хоровых произведений, поэтому очень важно понимать, на каком материале оно осуществляется. Спецификой школьного хорового коллектива являются его объективно-субъективные отношения: с одной стороны, хор является объектом воспитания, с другой – выступает как субъект, так как концертная форма общения со слушателями превращает его в воспитателя. Таким образом, в условиях школьного хорового коллектива, репертуар не только является главным стержнем идейно-художественной и воспитательной работы, но и оказывает большое воспитательное воздействие на слушателей.
По мнению академика Д. Б. Кабалевского, социальная роль деятельности школьного хора возрастет, если его участники осознают силу и цель своей музыкально-хоровой деятельности, которая заключается в том, что хористы своим искусством хотят сказать слушателю: «…Нет лучшего пути, чтобы убедились они в том, что все в жизни, в том числе и искусство, существует для многих, для людей, а не только лишь для себя, что ценность человека определяется, прежде всего, тем, что он дает другим людям…» [3, с. 22].
Таким образом, хоровое пение в школе – является одним из основных видов коллективной музыкальной деятельности для реализации задач духовно-нравственного и музыкально-эстетического воспитания. Участие учащихся-подростков в занятиях хоровых кружков, студиях активно влияет на формирование и развитие общей культуры, накопление опыта музыкальной деятельности. Занятиям в хоре свойственны некоторые положительные особенности:
– в коллективе дети быстрее раскрываются, их легче узнавать, обучать и направлять (коллективная коммуникация);
–в совместной музыкально-практической деятельности эффективнее проходит процесс формирования у школьников навыка общения, проявляется способность объективно оценивать свои поступки и достижения на вокально-хоровом поприще, что обостряет осознание своих ошибок, как музыкальных (качество слуха, голоса, и их координация, певческие умения и навыки), а также поведенческих;
– отметим тот факт, что участники хорового ансамбля, или хора, самым положительным образом оценивают успех сверстника, если он был достигнут упорным трудом и волей;
– в хоровом пении согласуются и объединяются разнообразные музыкально-эстетические средства, положительно воздействующие на обучающихся, что , в свою очередь, усиливает позитивное воздействия на личность каждого, и всего коллектива, нейтрализуя негативные эмоции и настроения.
Список источников
- Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя / Ю. Б. Алиев. – М. : Владос, 2000. – С. 20–25.
- Кабалевский, Д. Б. Каждый класс – хор / Д. Б. Кабалевский // Музыка в школе. – 2000. – № 13.
- Чесноков, П. Г. Хор и управление им. П. Г.Чесноков. – М. : Просвещение, 1961. – 245 с.