ИЗУЧЕНИЕ МУЗЫКИ РАЗНЫХ ЭТНОСОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ

СВИЩЕВА ЮЛИЯ ЮРЬЕВНА

бакалавр, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия.

 

Аннотация: в статье рассматривается важность изучения музыки разных этносов с детьми школьного возраста, привитие любви к разным культурам через музыку разных этносов, а также любви к Родине.

Ключевые слова: этнос, культура, музыка, развитие.

 

 SVISHEVA JULIA JURYEVNA

 

MORAL EDUCATION OF TEENAGERS IN MUSIC LESSONS

 

               Abstract: the article examines the moral education of adolescents through musical activities, instilling love for different cultures through the study of music of different ethnic groups, as well as love for the Motherland.

               Key words: ethnicity, culture, music, development.

 

Музыкальное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников позволяет воспитывать в них определенную культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народного искусства, быть готовыми вести диалог культур разных эпох и этносов [19, с. 24].

По мнению Б. М. Целковникова, на пути становления мировоззренческих убеждений необходимо овладеть  ценностным диалогом.  Опираясь на концепцию М. М. Бахтина, он доказывает огромное значение в становлении личности внутреннего ценностного диалога – этой необходимой ступени в становлении мировоззренческих убеждений [63, с. 4]. На основе тщательного анализа Б. М. Целковников показывает, как музыка помогает воссоздать диалогическую, истинно гуманную по характеру структуру межличностного общения.

Стержневой характеристикой, своеобразным ядром диалогически направленного мировоззренческого сознания личности, по мнению Б. М. Целковникова, должна стать толерантность – чувство, выражающие терпимость к разного рода проявлениям «инакости» со стороны «другого» и в первую очередь – к его мировоззренческим взглядам, убеждениям, ориентирам [63, с. 5].

Рассматривая музыкальное искусство в различных контекстах культуры, Л. Закс выделяет следующую методологически важную мысль о том, что «музыка – зеркало и аккумулятор конкретных по содержанию и форме социально-психологических состояний – высших социальных чувств, умонастроений, духовно-практических устремлений и их устойчивого интеграла – мироощущения, определяющих их общий идейно-эмоциональный строй и характер некоторых музыкальных переживаний» [63, с. 61].

Музыка особым образом воссоздает ценностную диалогическую структуру межличностного общения, что позволяет ей моделировать реальную духовную жизнь человека в его необходимых, но таких сложных и порой драматичных контактов с другим человеком, в его постоянной практике высказывания – выражения своего мироотношения, в его напряженном поиске взаимопонимания, согласия, любви [63, с. 61].

Анализируя музыкальные произведения разных этносов, мы пришли к выводу, что независимо от этноса, в музыке любого народа прослеживаются общечеловеческие ценности. Это любовь к Родине, любовь и уважение к родителям, предкам, любовь матери к ребенку, уважительное отношение к природе, честность, достоинство, смелость, мужество, стремление к добру и красоте и т. д.

Песни разных этносов о природе – повод не только к поиску особенностей выразительного их исполнения, но и к размышлениям о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой. Так, песня славянских народов – русская «Ты река ль, моя реченька» и белорусская «Реченька» – близки не только по своему жизненному содержанию (река как символ дороги жизни, быстротечности жизни, реченька как живое существо, которому девушка доверяет свои сокровенные мысли о предстоящем замужестве и пр.), но и по интонационному строю: обе – лирические напевные, как бы нарисованы мягкими приглушенными тонами (минорный лад), переменный размер передает в обеих песнях трепетность эмоционального состояния. Красота и величие рек нашло отражение и в украинской народной песне «Рвет и стонет Днепр широкий».

Необычность лада (пентатоника) и повторяющееся «зерно-интонация» придают японской песне «Вишня» особый колорит. Раскачивающийся ритм и восторженно-призывные интонации песни «Солнце, в дом войди» и вечерняя умиротворенность, закругленность линий, ладовая переменность песни «Светлячок» отличают друг от друга эти две грузинские народные песни. Интонации колыбельных (неаполитанской и английской) близки друг другу своей напевностью, мягкостью, но в каждой из этих песен есть свое характерное состояние души, которое находит выражение в их музыкальном языке.

Например, при изучении музыки разных этносов, мы выяснили, что всем народам присуще очеловечивание животных. В песнях выражается значение дружбы между человеком и животными, в песнях указывается на то, что домашние животные всегда помогают людям в работе. У русского народа есть песня «Коровушка», в которой выражена любовь и забота о животном, а в латышской народной песне рассказывается о незаменимой помощи, которую оказывают человеку домашние животные. Существует множество песен о птицах. Например, польская народная песня «Жаворонок», белорусская народная песня «Перепелочка», азербайджанская «Цыплята», русская народная песня «Петушок», венгерская народная песня «Здравствуй, утенок», белорусская народная песня «Кукушечка», эстонская народная песня «Бедные пташки».

Итак, исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что диалог культур в контексте музыкального образования учащихся прекрасное средство для формирования нравственной личности. Хорошо подобранный музыкальный материал будет способствовать интенсивному развитию таких качеств личности как: гуманность, уважение, толерантность к представителям другого этноса. Педагогу необходимо делать акцент на ценностях объединяющих порой совсем непохожую культуру и тогда у детей будет формироваться чувство, что независимо от расы, цвета кожи, языка на котором общаются представители разных народов, люди способны понять друг друга, уважать интересы другого человека и поддерживать дружеские отношения.

  1. Орешкина, Л. И. Диалог культур как методологическая основа преподавания гуманитарных дисциплин / Л. И. Орешкина ; Мордовский государственный педагогический институт. – Саранск : МГПИ, 1997.
  2. Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. – Москва : Академия, 2002. – 416 с. – ISBN 5-7695-0886-8.
  3. Вендрова, Т. Е. Воспитание музыкой / Т. Е. Вендрова. – Москва : Просвещение, 1991. – 207 с. – ISBN 5-0900-3296-3.

Добавить комментарий