ПАРУСОВ ОЛЕГ ПЕТРОВИЧ
бакалавр, факультета педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия,
Научный руководитель: КОБОЗЕВА ИННА СЕРГЕЕВНА
доктор педагогических наук, профессор кафедры художественного и педагогического образования Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия
Аннотация: в статье рассматриваются педагогические условия становления исторической памяти младших школьников средствами музыкального искусства.
Ключевые слова: историческая память, педагогические условия, младшие школьники.
PARUSOV OLEG PETROVICH
undergraduate, faculty of pedagogical and art education
MordovianState Pedagogical Institute, Saransk, Russia,
KOBOZEVA INNA SERGEEVNA
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Art and Pedagogical Education, «Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evseviev», Saransk, Russia.
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF HISTORICAL MEMORY OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF MUSICAL ART
Abstract: The article examines the pedagogical conditions for the formation of historical memory of junior schoolchildren through the means of musical art.Key words: historical memory, pedagogical conditions, primary schoolchildren.
Процесс становления исторической памяти младших школьников средствами музыкального искусства немыслим без соблюдения определённых условий, как обстоятельств внешнего и внутреннего характера, влияющих на различные процессы развития, в ходе активной личностной деятельности человека.
Под исторической памятью человека, мы понимаем эмоциональную составляющую личности, ее познавательную способность, отражающую произошедшие и текущие исторические события, с целью сохранения общественного опыта и повторного его использование в собственной патриотической деятельности.
В связи с вышесказанным рассмотрим педагогические условия становления исторической памяти младших школьников средствами музыкального искусства:
Первое условие. Учет возрастных психолого-педагогических особенностей детей младшего возраста.
Младший школьный возраст – это этап от 6-7 до 10 лет, который играет важную роль в развитии ребёнка. Важность данного возрастного развития психики детей подчеркнул В. А. Сухомлинский, который считает, что формирование личности происходят в рамках ведущей на данном этапе деятельности, сменяющей в этом качестве игровую деятельность дошкольника. Основной деятельностью ребёнка дошкольного возраста является игра, деятельностью младшего школьника теперь в первую очередь становится учеба.
Согласно Л. С. Выготскому «в младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта»: развитие мышления производит к перестройке восприятия и памяти ребёнка, превращая их в регулируемые, произвольные процессы [2, с.73] Ученый подчеркивает, что «новообразованием младшего школьного периода развития является произвольное внимание» [2, с.75].
В процессе учебной деятельности младший школьник постепенно отходит от детской непосредственности, сохраняя свойственную ребёнку эмоциональную раскрепощённость, у него повышается дисциплина и самоконтроль эмоциональных состояний. Новая обстановка учебной деятельности требует от младшего школьника соблюдения норм нравственного поведения, что влияет на формирование основ нравственности, а так же основ морали и правил поведения в обществе, коллективе, благодаря чему проходит социализация личности.
Второе условие. Работа по организации восприятия музыки детьми младшего школьного возраста
Восприятие младшего школьника определяется, прежде всего, особенностями самого предмета, поэтому дети воспринимают не самое главное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов (окраску, величину, форму и т.д.). Процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета, а к тщательному и длительному рассматриванию, наблюдению первоклассники часто неспособны.
По мнению Б. М. Теплова, восприятие является ведущей познавательной деятельностью детей младшего школьного возраста. Он указывает на то, что «уже в раннем школьном возрасте закладываются основные принципы восприятия и исполнения музыки» [4, с. 239].
Как утверждают В. П. Шацкая, Д. Б. Кабалевский и др., формирование и развитие навыков музыкального восприятия благоприятно влияет на способность учащихся осознанно воспринимать чувства и настроения музыки. Музыкальное восприятие благоприятно влияет на становление исторической памяти, т. к. задействует несколько его компонентов: эмоциональный отклик на прослушанное музыкальное произведение, и его интеллектуальный разбор. У детей в процессе систематического восприятия музыки появляется интерес к историческим событиям, к которым относится прослушанное произведение. Так же в ходе восприятия вырабатывается эмоциональная отзывчивость, формируется способность к анализу музыки: ее характер, содержание, средства музыкальной выразительности, с помощью которых передан музыкальный образ произведения и т. д. Чтобы добиться «развивающего» эффекта при организации восприятия музыки, важно обратить внимание на содержание учебного материала, который предлагается для слушания детям.
Третье условие. Ценностно-смысловое содержание учебного материала.
Важным условием становления исторической памяти является ценностно-смысловое содержание учебного материала, поскольку оно связано с содержанием различных видов деятельности младших школьников: с процессом овладения музыкально-историческим знаниями и умениями, направленными на освоение музыки различных исторических эпох, творчества композиторов прошлого и настоящего, а также умением оперировать этими знаниями в практической музыкальной деятельности. Подобное содержание музыкальной деятельности формирует ценностные ориентации младших школьников.
Продумывая содержание и организацию музыкальной деятельности младших школьников, необходимо учитывать требования, предусмотренные ФГОС НОО, где все выделенные дидактические единицы получают освещение в историческом ракурсе. В соответствии с темой учебных занятий, основная направленность музыкальной деятельности младших школьников в раскрытии связей музыки и жизни в различные исторические периоды.
Четвертое условие. Использование разнообразной внеклассной деятельности.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) в настоящее время наряду с учебной деятельностью укрепилась роль внеклассной работы в воспитании всех сторон личности младших школьников. Внеклассная работа по ФГОС — это «деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, фестивали, концерты, походы и т. д), их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа, которая позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать» [3].
Согласно Г. В. Бороздиной, первостепенная задача внеклассной деятельности: состоит «в пробуждении и углублении интереса школьников к различным областям знаний и видам деятельности, раскрытии и развитии их талантов и способностей, воспитании общественной и познавательной активности, оказании помощи в организации их культурного досуга» [1, с. 117).
Внеклассная деятельность рассматривается в качестве одного из этапов образовательного процесса, который направлен на применение содержания материала образовательный программы учащимися за пределами школы, тем самым расширяя круг их знаний, умений и навыков, и создавая условия для реализации индивидуальных способностей школьников. Внеклассная работа учащимися может быть организованна в индивидуальной, групповой (или кружковой) и массовой формах.
Из этого следует, что внеклассная музыкальная деятельность в своем многообразии форм и методов должна дополнять исторические знания детей, полученные на уроках музыки, расширять музыкальный кругозор младших школьников, совершенствовать их музыкально-деятельностные способности.
Обзор педагогических условий позволяет отметить их тесную связь между собой и взаимопроникновение друг в друга. Учителю необходима творческая их реализация, которая допускает разнообразное использование содержания исторического обучения и различные способы его изучения с целью становления исторической памяти младших школьников средствами музыкального искусства.
Список используемых источников
- Бороздина Г.В. Психология и педагогика. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 477 с.
- Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 160 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06998-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. [Электронный ресурс]. — URL: https: // urait.ru/bcode/538601 (дата обращения: 07.05.2024).
- Модуль Организация внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС [Электронный ресурс]. – URL: https://specialitet.ru
- Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей: учебное пособие / Б. М. Теплов. – М.: Планета музыки, 2020. – 488 с. – ISBN 978-58114-4300-0. Текст: непосредственный.