РЕЛЬЕФНАЯ ЛЕПКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Хазова В. В.

студент Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева

Научный консультант: Шишкина С. В., к.п.н., доцент

Ключевые слова: рельефная лепка, творческие способности

Аннотация: Статья посвящена проблеме развития творческих способностей обучающихся средствами изобразительной деятельности.

Khazova V. V. student of the Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev

Scientific consultant: Shishkina S. V., PhD, Associate Professor

Keywords: relief modeling, creativity

Abstract: The article is devoted to the problem of developing students’ creative abilities by means of visual activity.

Методика изобразительной деятельности – часть воспитательно-образовательного процесса, направленная на изучение предметного окружающего мира, различных видов искусства, деятельности детей, явлений социальной среды, многообразия природы [3, с.16].   Поэтому воспитанники конструируют, лепят, пишут с натуры, выполняя работу в разнообразных художественных видах искусства.

Продуктивная (изобразительная деятельность) подразумевает создание конкретного продукта картины, скульптуры, игрушки и тому подобного. Она обладает результативным характером, усложняя образы, совершенствуя навыки в работе с различными художественными материалами.

К методам и приемам обучения декоративно-прикладному искусству (изобразительному искусству) относятся:

– наглядные методы и приёмы обучения: использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ педагогом приёмов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке;

– словесные методы и приёмы обучения: беседа, указания педагога в начале и в процессе занятия; использование словесного художественного образа;

– игровые приёмы обучения: использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности;

– проектные методы. Проектная деятельность в изобразительном искусстве формирует творческую активность учащихся, художественные умения, повышает мотивацию учения, направленную на поиск самостоятельных решений разнообразных проблем, развивает творческое мышление, посредством создания «необычного», что в свою очередь интересно детям. Следовательно, результат проектной деятельности изобразительного искусства ¬– накопление моделей поведения, смыслов, ценностных ориентиров, опыта деятельности.

Выбор тех или иных методов и приёмов зависит от содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности.

Эти задачи можно реализовать на уроках лепки, которая подразделяется на: сюжетную – изготовление композиции предметов, связанных общей сюжетной линией; декоративную – формирование рельефа, чаще всего отражающего быт народа, на каком-либо предмете, поверхности стен; предметную – создание отдельных предметов, что способствует развитию умений видения сходств и различий, характерных особенностей, положения в пространстве пластических произведений; комбинированную – объединение вышеперечисленных видов [1, с. 2].

Лепка – вид продуктивной динамичной деятельности, направленный на развитие творческих способностей обучающихся [2, с. 48]. Это обработка мягкого пластического материала (воска, пластика, пластилина, глины), посредством придания формы руками и вспомогательными инструментами, наращивая или удаляя массу изделия [1, с. 2].  Данный вид творчества является востребованным в наше время, так как открывает почти неограниченные возможности для развития художественных способностей, т.к. требует творческой активности (самостоятельности, инициативности, воображения), имеет эстетический.

Совмещение игровой деятельности с лепкой повышает заинтересованность воспитанников в данной работе, учит взаимодействию с другими людьми во время занятий [1, с. 3]. К игровым упражнениям можно отнести:

1) «Создай фантастическое существо» – игровое упражнение. Учащиеся конструктивное создают из шариков, колбасок, прямоугольников, блинчиков, цилиндров, капелек, овалов фантазийное существо [1, с. 4];

2) «Волшебный комочек» – игровое упражнение. Играющие преобразуют комочек пластичного материала после слов ведущего: «Кто спрятался в комочке?», при этом животное, сказочный персонаж описываются характерными признаками (подсказками), т.е. когда дети отгадывают, кто это, они приступают к изображению в скульптуре данного персонажа [1, с. 3-4].

3) Для диагностики умений и навыков можно использовать методику «скульптура» (Р. С. Немова). Из пластилина в течении 5-ти минут дети лепят игрушку. Данное задание направлено на выявление уровня художественно-творческих способностей в области лепки [3, с. 9].

Работу следует вести поэтапно, разбивая задачи на отдельные задания и занятия. Перед началом выполнения работы в пластических материалах ребёнок рассматривает натуру со всех сторон, выбирая способ лепки для данного изделия. Все зависит от фантазии учащихся, способствующей развитию творческих способностей  при создании произведений искусства с характерной индивидуальностью и выразительностью [1, с. 4].

Дети начинают постепенный переход от реальной натуры, тщательно её изучив, к скульптуре. При этом они осваивают структурные характеристики объекта – голова, конечности, туловище [4, с. 338], художественные средства выразительности материала – пропорции, объём, текстура, скульптурные приёмы работы – раскатывание (шар преобразуется в цилиндр или яйцо), отщипывание (отделение части от материала пальцами), скатывание (уплотнение материала посредством прокатывающих движений в комок), вырезание (отделение материала с чётким контуром рабочими инструментами), вытягивание (зажатая часть материала 3-мя, 2-мя пальцами, руками тянется вперед), сплющивание (придание плоскости детали на подобии диска), скручивание (свёртывание материала в спиральки), вдавливание (погружение деталей, слоев материала в массе изделия), оттиск (отпечатывание предметов, сыпучих веществ в материале), налеп (размещение деталей из пластического материала на плоскости), примазывание (соединение деталей, посредством приложения их друг к другу и разравнивания швов), сглаживание (разравнивание поверхности) и т.п.  Этому этапу подходят следующие игровые задания: «слепи, что желаешь», «любимый сказочный персонаж», «домашний друг».

Затем обучающиеся начинают осваивать символизацию образов в предметной среде, передачу эмоционального настроя, чувств героев, которые посчитают наиболее важными, характерными. Используются оппозиционные пары состояний, ситуаций. Например, работы на тему «Голодный хомячок и сытый», «Белоснежка и злая королева» и др. Они могут изобразить ухоженное животное толстоватым, улыбающимся, в уверенной позе, а уличного голодающего худым, съёжившимся. Добрые персонажи будут более изящными привлекательными с доброжелательной мимикой, напротив злые с неприветливой гримасой, отталкивающими чертами в телосложении, угловатые [4, с. 338-339].

Следующий этап лепки – изучение состояний и настроений беспредметных произведений на основе противоположностей: трусливый –храбрый, жадный – великодушный, аккуратный – неряшливый, добрый – злой и т.п. Освоение эскизов (незавершенный набросок, для поиска композиции работы) и набросков (быстрых изображений предмета, его частей, без детальной проработки) [8, с. 49] для поиска и выражения идей (для краткосрочных поисковых работ желательно иметь карандаши и скетчбук, альбом, ластик или клячку), возможна оцифровка через специализированные компьютерные программы наиболее удачных вариантов. й [4, с. 339-341].

Затем учащиеся углубляются в раскрытие беспредметной среды посредством отношений, делая акцент на нюансах. Продолжают в набросках изображать идею произведений. Вводятся более сложные понятия – ситуации: дружба – вражда, прощение – месть, танец – отдых, ссора – мир и т.п.  [4, с. 341].

Для развития творческих способностей используются техники, не требующие от детей точного воспроизведения рисунка, направленные на постепенное формирование умений и навыков, создание красивого доступными способами, при наличии вспомогательных материалов и арт-техник (набрызгав, отпечатков, рельефных гелей, паст, готовых трафаретов и др.) Важно применение новых видов изобразительных материалов: кистей из различных компонентов, газет, пуговиц, бусин, ножниц и дыроколов с узорами, бумаги с различной фактурой (глянцевой, матовой, гофрированной и др.), постепенно увеличивая время и сложность работы, вводя воспитанников в проектную деятельность комплексными заданиями (разработкой серии открыток, календарей, иллюстраций) [3, с. 17].

Литература

  1. Поляшова, Н. В. Лепка из глины как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Поляшова, П. М. Филимонова – Текст : электронный // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2016. – № 1(8). – С. 168-170. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25430515. Дата публикации: 2016.
  2. Винокурова, В. Д. Тестопластика как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста / В. Д. Винокурова, Л. В. Николаева – Текст: электронный // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 47-50. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39164591&ysclid=la6i9qebhw430393037. Дата публикации: 2019.
  3. Брень, М. В. Педагогические условия развития художественно-творческих способностей у детей младшего школьного возраста / М. В. Брень – Текст: электронный // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. –№69-3. – С. 8-11. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 44680405&ysclid=la6kychu9t807315735. Дата публикации: 2020.
  4. Неустроева, Е. А. О системе развивающих занятий по деятельности «Выразительная пластика» (лепка) для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Е. А. Неустроева. – Текст: электронный // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 1. – С. 335-349. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21593419&ysclid=la6l207gwf784921452. Дата публикации: 2014.

Добавить комментарий