Трубицына А. В.
студент Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева
Научный консультант: Шишкина С. В., к.п.н., доцент
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, художественное образование
Аннотация: Статья посвящена проблеме использования декоративно-прикладного искусства в художественном образовании обучающихся детской художественной школы.
Trubitsyna A.V.
student of the Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev
Scientific consultant: Shishkina S. V., PhD, Associate Professor
Keywords: decorative and applied arts, art education
Abstract: The article is devoted to the problem of the use of decorative and applied art in the art education of students of children’s art school.
В процессе художественного образования значимым является не только совершенствование детей в декоративно-творческой деятельности, но и решение сопутствующих задач обучения, таких как формирование художественной культуры, образного мышления, или, в частности, знакомство с историей и приобщение обучающихся к народному творчеству.
Вне всякого сомнения, приобщение к народной культуре можно назвать значимым аспектом в воспитании ребенка: формировавшаяся столетиями та или иная художественная традиция народа хранит в себе и передает потомкам знания и умения, которые оттачивались предками из поколения в поколение, а также содержит формы эстетического восприятия, которые выработал народ; знакомство с ними не только обогащает в духовном плане, но и позволяет углубиться в изучении истории и культуры родного края. Народное творчество помогает во взращивании в детях интереса к своим корням и воспитании гордости за свой народ и его достижения как в части искусства, так и в части общей истории.
Актуальность проблемы приобщения подрастающего поколения к народному творчеству подтверждается и со стороны законодательства, определяющего пути развития и разрешения данного вопроса. В частности, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации «Об утверждении стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года» от 29 мая 2015 года № 996-р обозначается, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности… Приобщение детей к культурному наследию предполагает: …воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в РФ» [40].
В настоящий момент мы не можем говорить о том, что художественное образование детей уделяет достаточно много внимания разнообразным народным традициям и помогает в их сохранении. Условия для пробуждения интереса и приобщения обучающихся к народному творчеству через декоративно-прикладное искусство не являются сформированными достаточно, чтобы не обращаться к данной проблеме как в теории, так и на практике. Однако неоспоримо то, что знакомство детей с декоративно-прикладным искусством и народным творчеством способствует гармоничному формированию личности и чувства прекрасного.
Целью исследования является разработка теоретико-методических основ приобщения обучающихся к народному творчеству в процессе декоративно-творческой деятельности.
Объектом исследования является процесс приобщения обучающихся к народному творчеству.
Предмет исследования: процесс приобщения обучающихся к народному творчеству посредством декоративно-творческой деятельности.
Задачи:
- Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
- Определить сущность понятий «народное творчество», «декоративно-творческая деятельность».
- Выявить возможности декоративно-творческого искусства в приобщении детей к народному творчеству.
- Провести педагогический эксперимент по приобщению обучающихся среднего школьного возраста к народному творчеству средствами декоративно-прикладного искусства.
Теоретическую основу исследования составила литература, посвященная приобщению детей к народному творчеству посредством декоративно-творческой деятельности в научном и практическом аспекте таких исследователей, как Волков И. П., Кузин В. С., Комарова Т. С., Максимович В. Ф., Неменский Б. М., Худякова Е. Ю., Шпикалова Т. Я. и др.
Для достижения поставленной цели и решения задач была применена совокупность общенаучных и психолого-педагогических методов: анализ научно-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования; педагогический эксперимент, количественные и качественные методы обработки данных, интерпретация результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования: теоретически обоснованы методы и техники, способствующие приобщению обучающихся к народному творчеству в процессе декоративно-творческой деятельности, а также эффективность этих методов в процессе обучения.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования подобранных методик, результатов исследований и рекомендаций для приобщения детей среднего школьного возраста к народному творчеству посредством совместной творческой деятельности в работе педагога дополнительных образовательных организаций.