ЮМАТОВА КСЕНИЯ ЕВГЕНЬЕВНА
студентка ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,
Руководитель –Асатрян Ольга Фёдоровна, доцент, кандидат педагогических наук, asatrian_o@mail.ru
Аннотация: В статье рассматривается вопрос о мотивации старших дошкольников к музицированию; методические аспекты формирования мотивации к музыкальной деятельности на занятиях в детском саду средствами элементарного музицирования.
Ключевые слова: мотив, мотивация, элементарное музицирование, дошкольный возраст, музыкальные способности.
FORMATION OF MOTIVATION IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN FOR ELEMENTARY MUSIC PLAYING
YUMATOVA KSENIA EVGENIEVNA
student of the Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia,
Supervisor – Olga Fedorovna Asatryan, docent, candidate of pedagogical sciences, asatrian_o@mail.ru
Abstract: The article discusses the issue of motivating older preschoolers to play music; methodological aspects of developing motivation for musical activity in kindergarten classes by means of elementary music playing.
Key words: motive, motivation, elementary music-making, preschool age, musical abilities.
Введение.
В настоящее время не требует доказательства тот факт, что музыкальное образование и воспитание играют особую роль во всестороннем развитии ребенка. Особо значимо музыкальное воспитание и обучение музыке в детском саду.
В числе основных проблем – развитие у детей мотивации и интереса к музыкальной деятельности. Большими возможностями в решении данной проблемы располагает музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
Цель статьи – раскрыть методические аспекты формирования мотивации к музыкальной деятельности на занятиях в детском саду средствами элементарного музицирования
Основная часть
Как известно, мотивация – это всякая деятельность, побуждаемая какими-либо мотивами. Мотив – (от лат. «movere» – двигать, толкать) это то, для чего выполняется определенная деятельность.
«Могу» – самооценка, опыт, навык. Очень плохо, когда дети с повышенным уровнем тревоги, с заниженной самооценкой. Отрицательно влияет и сравнение ребенка, когда он испытывает трудности, а его сравнивают в присутствии других детей – «Вот Саша умеет, а ты не умеешь, не такой …» и т.д. Сверстники в это включаются, у ребенка создается комплекс, что он неприятен воспитателям, друзьям, а то и родителям – самым близким ему людям. Надо найти много приятных слов для ребенка, что он хороший. Но не только слышать должен ребенок эти слова, а и сознавать, в чем, действительно, он хороший, оценить себя, поверить в себя.
«Музицирование» от немецкого musizieren – «заниматься музыкой». В Большой советской энциклопедии «музицирование» определяется в двух значениях этого слова:
-исполнение музыки в домашней обстановке, вне концертного зала;
-игра на музыкальных инструментах [5].
В словаре современного русского языка и толковом словаре русского языка под редакцией Д. П. Ушакова, находим такое определение: «проводить время, играя на каком-нибудь инструменте, занимаясь, развлекаясь музыкальной игрой» [10; 11].
Музицирование – важный показателем музыкальноӗ культуры общества и культуры вообще.
В нашем исследовании «музицирование» является не только разновидностью исполнительской деятельности, но это ещё вид и форма обучения музыке.
Следует особо отметить, что музицирование представлено в музыкально-педагогических исследованиях и как система творческого воспитания и обучения детей музыке (К. Орфа, Г. Кеетман, В. Келлера в Австрии, З. Кодаи и Б. Бартока в Венгрии, Ж. Далькроза в Швейцарии, П. ван Хауве в Голландии, В. А. Жилина и Т. Э. Тютюнниковой в России [1, 2]) в основе которой принцип коллективного музицирования.
Первая педагогическая система музыкального воспитания, опирающаяся на элементарное музицирование, была разработана Карлом Орфом [10, 86].
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, – говорил Орф, – задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка» [4, c. 5-6].
Его новаторская методика музыкального воспитания детей известна как «Орф-Шульверк» («Schulwerk» – «школьная работа»). Музыка является основой обучения и соединяет вместе движение, пение, игру и импровизацию.
Заслуживает внимания, дошкольная программа разработана знаменитым итальянским педагогом и ученым Марией Монтессори. Педагогический метод Монтессори основывается на индивидуальном подходе педагога к каждому ребенку, учитывает детские интересы и устремления.
В своей практической деятельности в детском саду мы использовали вид занятий «инструментально-исполнительская игра». Это сопровождение фонограммы или живого исполнения пьесы педагогом ритмичным звучанием определенных инструментов согласно определенной договоренности (металлофон, колокольчик, трещотка, треугольник и др.).
При обучении детей необходимо создать положительную эмоциональную атмосферу на занятиях, также важно опираться на принцип – «от простого к сложному».
В ходе практической деятельности мы пришли к заключению, что применение двух типов занятий: совместное музицирование с применением шумящих и звуковысотных инструментов (метод «инструментально-исполнительской игры» по Орфу) и сказочки-шумелки с применением шумовых инструментов могут оказать существенную помощь педагогу-музыканту при формировании у старших дошкольников мотивации к элементарному музицированию.
Список использованных источников
- Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Прометей, 2013. – 431 с.
- Абдуллин, Э. Б. Методика музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева / Под общей редакцией М. И. Ройтерштейна. – М. : Музыка, 2006. – 336 с.
- Баренбойм, Л. А. Путь к музицированию / Л. А. Баренбойм. –2-е изд.,до. – Л. : Сов. композитор. – 1979. – 352 c.
- Баренбойм, Л. А. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа / Л. А. Баренбойм. – М. : Советский композитор, 1978. – 360 с.
- Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах) / Гл. ред. А. М. Прохоров. – изд. 3-е . – М. : Сов. Энциклопедия. – 1974. – Т. 17. – c. 89.
6. Кабалевский, Д. Б. Музыка и музыкальное воспитание: ст. и выступления разных лет / Д. Б. Кабалевский. – М. : Знание, 1984. – 64 с.
- Кременштейн, Б. Л. Педагогика Г. Г. Нейгауза / Б. Л. Кременштейн. – М. : Музыка. – 1984. – 88 с.
- Маслоу, А. Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу. СПб. : Евразия, 1999. – 479 с.
- «Музыкальная» методика Железновых [Электронный ресурс] //Я-родитель – URL: http://www.ya-roditel.ru/professionals/pedagogika/muzykalnaya-metodika-zheleznovykh/– Загл. с экрана.
- Словарь современного русского литературного языка. Изд-во Академии Наук СССР. М.-Л., 1957. – Т. 6. – С. 1352.
- Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. – Гос. Изд-во иностр. и национ. словарей. – М., 1938. –Т. 2. – С. 276 ].