ПОНЯТИЕ «МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА» ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

САУЛИНА НАТАЛЬЯ ЕВГЕНЬЕВНА

бакалавр, факультета педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия,

 КОБОЗЕВА ИННА СЕРГЕЕВНА

доктор педагогических наук, профессор кафедры художественного и педагогического образования Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

 Аннотация: в статье рассматриваются условия развития музыкальной культуры у обучающихся в научной литературе.

Ключевые слова: нравственность, ценностные ориентации, дошкольный возраст.

SAULINA NATALYA EVGENYEVNA

undergraduate, faculty of pedagogical and art education

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia,

KOBOZEVA INNA SERGEEVNA

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Art and Pedagogical Education, «Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evseviev», Saransk, Russia. lantratovairina@mail.ru

THE CONCEPT OF “MUSICAL CULTURE” OF STUDENTS IN SCIENTIFIC LITERATURE

Abstract: The article discusses the conditions for the development of musical culture among students in the scientific literature.

Key words: morality, value orientations, preschool age.

 

Термин «культура» от латинского cultura переводится как возделывание, воспитание, развитие, почитание. Культура, может выступать, как способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе [7].

Исследователи рассматривают термин «культура» как систему исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения представлены многообразием знаний, норм, навыков, идеалов, образцов деятельности и поведения, идей, гипотез, верований, целей, ценностных ориентации. Культура накапливает, хранит и транслирует социальный опыт [7].

К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп:

– В первую вошли описательные определения. Например, культура – это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. – Во вторую – те определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Культура – социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. – В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующих человеческое поведение [4].

В других случаях ученые понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчеркивали, что она – продукт деятельности людей. Иногда о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение [4].

Такова палитра разногласий в определении культуры и понимании ее природы. Можно видеть, что в культуру включают все, что создано человеческим разумом и руками, – одежду и книги, симфонии и обычаи, оружие и проездные билеты, – а также все, что делает человек как существо разумное: манеру одеваться, передвигаться, питаться, трудиться, отдыхать, общаться [4].

В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях:

– Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи, занимающиеся производством и распространением духовных ценностей). Теория и методика обучения и воспитания.

– Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи, культура рабочего класса).

– В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений («культурный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство») [4].

Музыкальная культура является частью общей культуры. Если понимать общую культуру как меру овладения «человеком самим собой и своими собственными отношениями к природе (и «внешней», и данной ему изнутри – в виде его собственного организма и его телесных влечений) и к другим людям, включая общество в целом» [2, с. 78], то следует включать в ее содержание и духовные, и материальные, и социальные явления.

Отсюда можно вывести, что музыкальная культура – это совокупность материальных, духовных и социальных явлений, предметов, процессов и знаний о них, относящихся к интонационно-художественной деятельности человека, а также совокупность средств ее сохранения, бытования, воспроизводства и производства [6].

Формирование музыкальной культуры является основой нравственного воспитания ребенка. Основной целью формирования музыкальной культуры является формирование эмоциональных, эстетических, нравственных, общечеловеческих и национальных качеств личности средствами музыки. В качестве специфических задач формирования музыкальной культуры выделяются: воспитание интереса, любви к музыке; обогащение музыкальными впечатлениями; развитие навыков всех видах музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах; содействие воспитанию и формированию эстетических чувств и музыкального вкуса; влияние на всестороннее развитие человека; развитие творческой активности во всех доступных видах музыкальной деятельности» [27, с. 13]. Иными словами, музыкальная культура – это интегральное личностное качество.

Музыкальная культура, как отмечает А. Л. Готсдингер, формируется непосредственно в процессе «восприятия музыки, которое ускоряет метаболизм в теле, усиливает или уменьшает мускульную энергию, ускоряет дыхание, пульсацию и кровяное давление, таким образом дает физическую основу для генезиса эмоций. Восприятие музыки – не одинаково, в силу различия музыкального и жизненного опыта» [8, с. 54].

Музыкальная культура – часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности музыкального образования и воспитания, а также способы творческой деятельности, необходимые для осуществления образовательно-воспитательных процессов.

А. Н. Сохор писал: «Музыкальная культура общества есть единство музыки и ее социального функционирования. Это – сложная система, в которую входят:

а) музыкальные ценности, создаваемые или сохраняемые в данном обществе;

б) все виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей;

с) все субъекты такого рода деятельности вместе с их знаниями, навыками и другими качествами, обеспечивающими ее успех;

д) все учреждения и социальные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту деятельность.

В свою очередь музыкальная культура выступает как подсистема по отношению к системам более высоких уровней: художественной культуре общества, его духовной культуре и, наконец, культуре в целом» [13].

К компонентам структуры музыкальной культуры ребенка Д. Б. Кабалевский относил: музыкальный опыт, музыкальная грамотность, и музыкально-творческое развитие. Это действительно, является её стержнем, её содержанием [23].

Соответствующий младшему школьному возрасту объем музыкальной культуры общества ребенок перенимает в семье, детском саду, школе, через средства массовой информации, музыкально-культурные учреждения.

Опишем особенности у младших школьников развития музыкальной культуры:

– «индивидуальный социальнохудожественный опыт, обусловливающий возникновение высоких музыкальных потребностей – интегративное свойство, показателями которого являются «музыкальные развитости» (любовь к музыке, эмоциональное отношение, потребность в музыке, музыкальная наблюдательность) и музыкальная образованность (владение способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, развитость музыкального вкуса, критическое отношение к музыке) (Ю. Б. Алиев)» [5, с. 44];

– «аудиовизуальное восприятие, эмоциональное переживание, музицирование (М. Савинова)» [5, с. 46];

– «музыкальная деятельность и музыкальное сознание. Сознание, являясь внутренним идеальным планом музыкальной деятельности, образует как бы второй, повторяющий ее по содержанию, но отличный по форме (сфера идеального, а не практически операционного) компонент музыкальной культуры личности (Р. А. Тельчарова)» [25, с.21].

О. П. Радынова считает, что «основу музыкальной культуры личности составляет ее музыкально-эстетическое сознание. Сознание, являясь внутренним идеальным планом музыкальной деятельности, образует как бы второй, повторяющий ее по содержанию, но отличный по форме (сфера идеального, а не практически операционного) компонент музыкальной культуры личности» [24, с. 21].

На основе работ выше представленных исследователей, можно выделить следующие компоненты музыкальной культуры у обучающихся:

когнитивный: включает понимание сущности элементарных понятий и знаний о музыке, ее разновидностях, а также разновидностей музыкальных инструментов, знание основных музыкальных произведений, авторов этих музыкальных произведений и прочее;

эмоционально-волевой: проявление эмоций и чувств эстетического характера по отношению к музыкальным произведениям; появление эмоционального отклика, потребности в общении с музыкой, получение эмоционального удовольствия от прослушивания музыки.

поведенческий: наличие опыта поведения по отношению к музыке.

Л. В. Школяр пишет, что музыкальная культура обучающихся находится на стадии формирования. Музыкальная культура включает такие компоненты, как: музыкальную грамотность, музыкальный опыт и музыкально-творческое развитие. Младший школьник, следуя моде или примеру взрослых, увлекается современными музыкальными течениями и эстрадной продукцией. Зачастую, её образцы не несут за собой никаких морально-этических принципов, а иногда содержат ненормативную лексику и примеры девиантного поведения. Особенно четко это просматривается в хип хоп культуре и рокмузыке [14]. При обилии современных проявлений искусства в различных его формах, интерес к истинной культуре, к классическим примерам различных видов искусства пропадает совсем.

Таким образом, музыкальная культура – это интегральное личностное качество. Специфика музыкальной культуры в том, что основным средством упорядочивания воспроизведения в ней представлений, отношений, смыслов, признаваемых существенными для данного сообщества, являются отношения по поводу создания, воспроизведения и восприятия музыки. Музыкальная культура включает такие компоненты, как: музыкальный опыт, музыкально-творческое развитие, музыкальную грамотность.

 

Список использованных источников

 

 

  1. Алешина, Н. В. Знакомим школьников с родным городом и страной: конспекты занятий / Н. В. Алёшина. – Москва : Перспектива, 2021. – 320 с. – Текст : непосредственный.
  2. Андреева, Н. Ф. Планирование работы по музыкальному развитию / Н. Ф. Андреева – Текст : непосредственный // Управление дошкольным образованием. – 2015. – №1. – С. 16-24
  3. Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: учебно-методическое пособие / В. П. Аникин. – Москва: Учпедгиз, 2017. – 240 с. – Текст : непосредственный
  4. Антонов, Ю. Е. Как научить детей любить Родину: методическое пособие для педагогов / Ю. А. Антонов. – Москва: АРКТИ, 2013. – 148 с. – Текст : непосредственный
  5. Антонова, Г. А. Воспитание духовности через приобщение школьников к традиционной культуре / Г. А. Антонова, О. М. Ельцова, Н. Н. Николаева ; редактор С. Д. Ермолаев. – Москва: Детство-Пресс, 2012. – 336 с. – Текст : непосредственный
  6. Арзуманян, Л. Трудимся и воспитываем интерес к родной культуре и истории / Л. Арзуманян, Т. Ткаченко. – Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2021. – № 11. – С. 87.
  7. Афанасьева, В. В. Народные песни как средство формирования музыкальной культуры детей в системе дополнительного образования / В. В. Афанасьева, В. И. Мишанина. – Текст : непосредственный // Международный студенческий научный вестник. – 2017. –№ 4–3. – С. 295-297.

Добавить комментарий